Эшли Барти покинула теннисную вершину добровольно. И не она одна. Что ломает теннисисток?

Бремя первых

«Эта игра никого не щадит», — кричит в микрофон бывшая первая ракетка мира американец Джим Курье, и с ним соглашаются все. «Я знаю, сколько работы требуется, чтобы выжимать из себя максимум. И я много раз говорила команде, что уже не могу. У меня нет физического рвения, эмоционального желания и всего остального, что требуется для борьбы на высочайшем уровне. Я знаю, что сил вообще нет», — 25-летняя австралийка Эшли Барти, которая только что объявила об уходе из большого тенниса в статусе первой ракетки мира, стала всего лишь очередной спортсменкой в длинном-предлинном ряду.


С чего все началось? С чего началось то, что в погоне за успехом юные (и уж точно не старые) девушки кладут на алтарь своей славы промелькнувшую юность, потерянных друзей детства, здоровье, любовь? С чего началось то, что, возвращаясь к истокам, мы раз за разом устаем перечислять их имена — Трэйси Остин, Жюстин Энен, Динара Сафина, Анастасия Мыскина, Мартина Хингис, Наоми Осака…

Если по молодости лет вы наслышаны сегодня только о психологических проблемах американской японки Осаки или душевных терзаниях чешско-венгерской швейцарки Хингис, то для вас в самый раз будет рассказ о восхождении и крутом пике американки Остин. Это Трэйси в четыре года попала на обложку журнала «Уорлд Теннис». Она выступила на своем первом юниорском турнире в семь, а к десяти уже выиграла национальный женский турнир для игроков до 13 — причем как на крытом корте, так и на открытом — и становилась участником показательных матчей. В 13 она завоевала национальные титулы в большинстве юниорских возрастных групп и появилась на обложке журнала «Спортс Иллюстрейтед» под слоганом «Звезда родилась». В 14, пережевав всех женских юниоров, она добралась до отборочных матчей своего первого профессионального турнира, выиграв в результате не только их, но и весь турнир — подвиг, сравнимый с тем, как если бы случайный ученик автошколы, еще не имеющий прав, пришел первым в Гран-при «Формулы-1» Она играла на Уимблдоне в 14, вошла в рейтинг профессионалов в девятом классе, взяла Открытый чемпионат США в 16 и стала первой ракеткой мира всего в 17, в 1980-м. Однако в тот же год ее тело начало разваливаться. В течение следующих четырех лет она становилась жертвой травм и череды немыслимых инцидентов, играя лишь периодически и наблюдая, как ее рейтинг резко стремится вниз, вследствие чего оказалась вынуждена уйти из тенниса в возрасте 21 года. В 1989-м единственная серьезная попытка вернуться в профессиональный спорт окончилась для Остин на этапе подготовки к Открытому чемпионату, когда выскочивший на красный свет гоночный автомобиль чуть не убил ее…
Откровенный, неустанный, одержимый перфекционизм, смешанный с чистым талантом, сначала принес Остин невероятный успех, но позже сломил ее, обернулся проклятием, придав тем самым карьере Остин пафос древнегреческой трагедии.
Трэйси Остин.
Журналист Владимир Тихомиров так описывает путь Трэйси: «Она была — даже пройдя период полового созревания — очень небольшой, и изнуряющий тренировочный режим и бескомпромиссная отдача буквально в каждом матче начали сказываться на ее здоровье болезнями, возникающими, как теперь знают спортивные врачи, вследствие гипертрофии и хронической усталости: растяжением подколенных сухожилий и бедренных мышц, радикулитом, сколиозом, тендинитом, переломами, плантарным фасциитом. Плюс к этому, учитывая, что одно влечет за собой другое, она была чертовски невезучей: тренеры, падающие на нее во время катания на коньках и ломающие таким образом ей лодыжку; неумелые хиропрактики, неудачно правящие ей позвоночник; официанты, случайно обливающие кипятком; дальтоники в автомобилях…»

Сегодня, когда говорят об Эшли Барти, обязательно уточняют, что она стала второй спортсменкой, кто объявил об уходе из тенниса в статусе первой ракетки мира. А 14 лет назад похожий поступок совершила бельгийка Жюстин Энен. Ей тоже в тот момент было 25 лет, и на специальной пресс-конференции она говорила: «Теннис со мной с пяти лет. Можно ли в пять лет решать, что для нас будет хорошо, а что плохо? Когда я смотрела в зеркало, то видела потерянного человека. Я чувствовала себя пустой. Я ни о чем не жалею, но только сейчас я начинаю взрослую жизнь». 

Жюстин Энен.

Энен — это не только семь выигранных турниров Большого шлема, многомиллионное состояние, но еще и потеря матери в 12 лет, разлад с семьей, сложный (и удивительно холодный) характер, неудачное замужество, язва желудка из-за лекарств. Говорить о том, что в момент принятия решения перевесило что-то одно, не приходится. А если в комплексе?

В 25 лет из тенниса ушла бывшая первая ракетка мира Динара Сафина, заставив всех пытаться угадать истинные причины. Дженнифер Каприати начала карьеру столь ярко, что уже в 16 легко и просто выигрывала Олимпиаду в Барселоне, а потом катилась вниз столь быстро, что ее впоследствии даже сравнили со сгоревшей в наркотическом бреду Эми Уйатхаус: «Я была подавлена, мне было грустно, я чувствовала себя виноватой. Я была готова отдать все свои материальные блага за возможность быть с кем-то, кто любил меня саму, а не то, что у меня есть».

В прошлом году всех удивила Наоми Осака, после четырех побед на турнирах Большого шлема заявившая о ментальных проблемах и попросившая оградить ее от излишнего внимания. Ее видели главной звездой Олимпиады в Токио, а она провалила Игры. Именно Осаку теннисный мир видит одной из главных претенденток на место Барти, но та Наоми, которая сметала всех на своем пути еще год назад, до сих пор не вернулась на корт. Вместо нее играет Наоми, которая начинает плакать, услышав первое громкое оскорбление с трибун…

Хингис, Мыскина, да пусть даже мы несколько нарочито запишем к ним в компанию нашу Арину Соболенко. До чего же много случаев, когда ярких теннисных звезд начинают сравнивать с мотыльками, которые столь настойчиво летят на свет, что бьются об уличный фонарь, бьют, погибают… Мы так часто видим в них бездушных теннисных машин, что даже в теории не даем им сердца, чувств, боли. Мы хотим, чтоб они играли (и выигрывали), а они просто хотят жить…

gord@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter