Бремя дарить

Подарки деловым партнерам и сотрудникам — неотъемлемая часть корпоративной этики. Практика презентовать сувениры по различным поводам прижилась в большинстве крупных уважаемых компаний, особенно в сфере среднего и крупного бизнеса...

Дарить подарки  приятнее, чем их получать. По крайней мере, так считают люди, которые делают презенты профессионально. Купить бизнес-сувениры сегодня не проблема — предложений тысячи, вопрос в другом — затоваривание рынка привело к тому, что трудно подобрать действительно оригинальный подарок. Специалисты говорят, что сейчас остро чувствуется недостаток сувениров с ярко выраженным профессиональным оттенком. 

Лавка  чудес 

Подарки деловым партнерам и сотрудникам — неотъемлемая часть корпоративной этики. Практика презентовать сувениры по различным поводам прижилась в большинстве крупных уважаемых компаний, особенно в сфере среднего и крупного бизнеса. Это создает хорошее впечатление о компании в целом и действует как реклама. Важно только при этом подобрать качественную и оригинальную «мелочь». Ведь по подарку можно судить о деловых качествах компании, о ее творческом потенциале и стабильном положении. Дарить дешевые «мелочи» и полиграфию уже неактуально. 

В Беларуси на сувениры и подарки в среднем отводится около 3—5 % корпоративного «рекламного пирога». При этом примерно треть этих расходов обычно осваивается в рамках промоакций (например, раздача рекламных календариков в супермаркетах и на улице). «Купите наш стиральный порошок и получите в подарок фирменную ручку и значок с логотипом!» — без подобных мероприятий не мыслит свой маркетинг ни один западный производитель. С приходом международных торговых марок  западных производителей в Беларусь, собственно, и началось развитие сувенирного рынка. 

«Сувенирщики» в традиционном понимании — это компании-импортеры, которые завозят в Беларусь продукцию и хранят ее на собственных складах (обычно около тысячи наименований). Иногда такие фирмы сами занимаются нанесением логотипа на сувениры. На отечественном рынке работают не более 10 сувенирных компаний-поставщиков, остальные участники — посредники: либо рекламные агент­ства, «разверстывающие» рекламные бюджеты своих клиентов, либо совсем мелкие фирмы со штатом в 3—4 сотрудника, которые закупают продукцию у импортеров и перепродают ее своим заказчикам. Фактически корпоративные подарки держатся на немногочисленной группе импортеров. Мелким посредникам, по сути, остается только полистать каталоги крупных сувенирных компаний, выбрать товар для клиента и послужить передаточным звеном. 

Very  Important  «Podarok» 

Традиционно рынок подарков делится на две категории — бизнес-сувениры и рекламные презенты. Основная отличительная черта последних — персонализация, иначе говоря, обязательное нанесение логотипа дарящей компании. Однако разница заключается не только в этом. если работа на рынке рекламных подарков требует от его участников работы торговых площадок и грамотного составления ассортимента, то продавцам бизнес-сувениров необходима организация целого специализированного сервиса. По сути, поставщики корпоративных подарков выполняют целый комплекс сопутствующих услуг — от разработки коллекции под конкретную компанию и выпуска каталогов предлагаемых технологий и производителей до возможностей размещения нестандартных заказов, разработки эксклюзивных изделий. 

А влияние на рынок «сувенирки» в последнее время оказывают модные европейские тренды. К примеру, в Западной Европе сейчас популярно презентовать деловым партнерам дорожные принадлежности: сумки, футляры, зонты и даже чемоданы. Прослеживается тенденция дарить сотрудникам и партнерам подарки, предназначенные не только для использования в офисе, но и для повседневного обихода. Актуальны  в качестве подарка даже шарфы и пледы. Для белорусских «сувенирщиков» это явный намек на то, куда надо будет ориентировать свои интересы в ближайшем будущем. 

Однако наибольший доход «сувенирщики» получают в предпраздничные дни, и золотое правило Парето действует здесь в полной мере — 20 % клиентов приносят  80 % прибыли. Как известно, дарить можно абсолютно все, и поэтому на рынке подарков присутствуют операторы, деятельность которых заключается в позиционировании в качестве подарков очень разнообразного набора стандартных товаров. Например, это могут быть предметы туалета, галстуки, духи и ювелирные изделия, коллекционные вина, предметы искусства. Поскольку представить себе магазин подарков, в котором на соседних витринах соседствовали бы все эти товары, практически невозможно, подобная деятельность приобретает более цивилизованные формы (например, торговля подарочными сертификатами). 

Компании, которые хотят привлечь клиента, вплотную заняты поиском производителей оригинальных подарков. При этом они указывают, что было бы очень неплохо, если бы производство находилось в Беларуси. Это значительно экономило бы время и деньги. Ведь производители сувениров уже не гонят тираж. В конкурентной борьбе теперь ценятся качественные технологии и блестящие идеи. Специалисты указывают: не менее 90 % от общего числа сувенирной продукции ввозится из Китая, и белорусам конкурировать с «сувениркой» из Поднебесной достаточно сложно. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter