Браво и в ТЮЗе, и в брачном союзе

— Пап, у нас новая воспитательница. Она така-а-ая… — восторженно прощебетал четырехлетний Женька по дороге в сад
— Пап, у нас новая воспитательница. Она така-а-ая… — восторженно прощебетал четырехлетний Женька по дороге в сад.

Наталья Дмитриевна оказалась, и правда, — тако-о-ой! Тоненькая, маленькая, с большими глазами, синими-синими. Блестящими не по какой-то особой причине, а просто от удовольствия жить. Хотя не глазами восторгался Женька. А тем, что воспитательница его любила (что еще детям надо). У папы же его, актера театра и кино Леонида Улащенко, отпечатался в сознании как раз именно внешний облик Натальи. Чего мудрить, мужчинам важна картинка. Правда, наверное, ищут они среди женщин именно свой «слайд», где-то в мозге их запрограммированный. А может, это всего лишь красивая теория. Неизвестно. Известно только, что Леонид с Натальей живут вместе уже 41-й год. А это вам не поле перейти.

ак все начиналось. Сразу внесем ясность: Женька — ребенок от первого брака. И Улащенко на правах окончательно и бесповоротно разведенного мужчины мог с чистой совестью любоваться синими глазами. Более того — он пригласил девушку на спектакль. Кстати, играл там с бывшей женой, по сюжету они разводились. Ирония жизни или совпадение — неясно, но играли натурально. А когда занавес опустили, началось самое интересное: разгримированный артист повел Наталью к ее дому. Из центра города почти в конец. Пешком. Не на транспорте экономил, просто душа пела, а это же редкость, вот и пусть себе вволю поет, все 10 километров дороги.

Ну а раз уж сама душа встрепенулась, то чего тянуть с Мендельсоном-то.

— Я зову тебя замуж, но ты хорошо подумай: я актер — и денег у меня нет, — делал Улащенко предложение. — Квартиры тоже нет. И вообще, по вечерам будешь сидеть дома одна.

Денег и вправду было мало. Да еще и из общежития молодоженов попросили. Повез Леонид молодую супругу к своей матери в деревню. И в маленькой хатке (считай, одна комната) жили вдевятером: мама, тетка, сестры, племянники, брат.

— Лежим с Наташей на раскладушке, а тетка сверху, с печки, смотрит на нас, — рассказывает Леонид. — Натальюшка, бедненькая, встала, вышла на крыльцо — и плачет-плачет. Ну что, милая, говорю, предупреждал же: сперва худо будет. А она слезы по щекам размазывает и наивно лепечет: «Я не оттого плачу, я испугалась, что тетя на меня так смотрит».

Недолго тетушка разбавляла свою монотонную жизнь за счет молодых. Те получили квартиру. Первым делом купили коврик и ватное одеяло. Так и спали. Это было самое лучшее их время. Романтика быта, свежесть любви с ее полетами... Ну подумаешь, жена готовить еще не научилась. Пустяки, дело житейское.

— Пельмени ели. Пока муж не объяснил политику кухонной партии, — смеется Наталья Дмитриевна. — Прихожу я как-то домой, а на кухне — цыпленок табака и салат оливье. Леня сам сделал. Запах — на всю квартиру! Ох, думаю, стыдно, надо срочно учиться готовить.

Есть такая картинка: стоит сногсшибательная красавица в обольстительном платье, а на груди надпись «Я не умею готовить, но кого это волнует?». Дескать, и так богиня, этого достаточно. В нашей истории — схожие нотки. Только дело не в красоте (хоть и этого с лихвой), дело в мудрости. Наталья сразу показала такой тонкий ум, что Леонида вообще не волновали шероховатости ее хозяйских дел. Первое, чем подкупила она его, тем, что в день зарплаты спрашивала: «Ты отправил своему ребенку деньги?» То есть сразу показала, что понимает, какое место в его жизни занимает сын. И делала все, чтобы и их семья тоже стала для мальчика родной.

И еще об одном помнит Леонид.

— Пришел я как-то выпивши домой. Лег спать. Наутро чувствую, Наташа по спине пальчиком скребет. Что это ты делаешь, спрашиваю. А она спокойным голосом: «Это я тебя так наказываю». Господи! Это же надо, думаю. И стыдно так стало. Вот вам и мудрость.

енщины часто плачутся: «Мыслимо ли вас понять, мужчины?!» А Наталья Дмитриевна за абсолютным пониманием не гонится, она понимает главное — с мужской гордостью обращаться надо, как с карточным домиком: не дай бог, вытянуть нижнюю карту. Да его даже сквозняком равнодушия может сдуть. Крайне хрупкая материя. Требует крайне тонкого подхода. Поэтому Наталья, например, в споре никогда не обличит неправоту мужа, даже если та очевидна. Бережет мужской авторитет. Но это совсем не значит, что она распинает себя на кресте всетерпимости и всепрощения. Да, она мягкая, гибкая, журчит и обволакивает, но наступает момент — и вода превращается в лед. Правда, это очень тонкая грань — между кнутом и пряником. Очень. Соль как раз в том, чтобы чувствовать ее.

— Если поведение Лени меня чем-то задевает, я спокойно объясняю, что конкретно меня зацепило, обидело. Ключевое слово — спокойно, без открытых претензий, — говорит Наталья Дмитриевна.

Парадокс, но рядом с мудростью в ней соседствует обескураживающая наивность. А в молодости и вовсе — святая простота. Приехал однажды к Леониду друг, бывший моряк. Молодая хозяйка подала ему макароны с котлетами. И тот вдруг с хитрым прищуром заявляет: «А у нас на флоте макароны продувают». Наталья — за тарелку и давай дуть.

Есть женщины, которые любят жалеть и опекать мужчин, а есть те, у которых прямо-таки потребность ими восхищаться. Но это не притянутый за уши восторг, должно быть основание. У Леонида есть. Кино, театр, изданные книги, признание…

— Ну, Наташа, право, неудобно… Ну что во мне такого особенного? — тушуется Улащенко, когда она окутывает его ликованием.

— Ты весь — особенный, — отвечает умная жена. — Ты творческий.

Творческий, не спорим. Но таким, как водится, природа в нагрузку дает характер — мама не горюй! К «базовой комплектации» Леонида прилагался ураганный темперамент. Наталья лет семь не могла привыкнуть к его вспыльчивости. Бывало, даже плакала в ванной. А теперь совершенно спокойно реагирует. Темперамент не выбирают, а значит, глупо обижаться на эту данность. Тем более что муж остывает уже через минуту.

…А потом появилась Варвара. Дочка. Вылитая копия Леонида. И дело не только в генах. Просто, когда беременная Наталья работала воспитателем в пионерском лагере, она целыми днями смотрела на фотографию мужа. Вот и насмотрела. Сработал природный сканер.

Кстати, Улащенко любил поглаживать большой живот супруги и приговаривать: «Варенька, как ты там?» Жена молчала, но сама думала: «Девочка родится — назову Катюшей». Девочка родилась, и из роддома от супруги пришла записка: «Варя родилась хорошенькой».

Вот теперь можем и на «ускоренную перемотку» поставить: 10 лет брака, 20, 30, 40… Стоп. Здесь особенно красивые кадры. Здесь — великолепная семерка: семеро внуков наших героев. Это дети Варвары и того самого, великовозрастного уже, Женьки, сыгравшего судьбоносную роль свахи.

— Я не хотел, чтобы самому младшенькому внуку давали мое имя — Леня. Так они, хитрецы, назвали Леоном, — улыбается Улащенко.

равда, идиллия нарушается тем, что дети и внуки живут в далекой Германии. Но это еще больше сплотило Леонида и его Натальюшку. Жена все так же восхищается мужем и сносит всякие помехи делать это полноценно. Например, ей, несмотря на пенсионный статус, трижды предлагали выйти на работу (методистом в детсад), но она категорически отказалась. И теперь вдохновенно обустраивает для мужа домашний кабинет. Чтобы любимый гений побольше сказок писал. И ведь пишет, главное — не только на бумаге: выводит сказочные сюжеты в буднях.

— Если повседневность пресная и все дни, как однояйцевые близнецы, — все, смерть семейным отношениям. А они должны быть не изъеденными, — толкует Леонид. — Ведь почему мужики «налево» идут? Свеженького хотят. Но ведь говорится же: залезь к жене через форточку — и она чужая.

Важно и то, какими глазами смотреть на жену. Другой, например, скажет: «А че, нормальная. Есть варит, все такое». А вот Улащенко просто-таки поет: «Моя Наташа — обволакивающая. Как туман. И такая же иной раз непостижимая. Вроде видишь все, но вот вдруг перед тобой в облаке рождается что-то необыкновенное».

Красивый туман есть в каждой. Простушек не бывает. Только один видит мутный дым, а другие — обволакивающее облако. Привнести в обыденность возвышенное — это надо уметь. Леонид и Наталья умеют.

ИЗ ДОСЬЕ «Р»

Заслуженный артист Леонид Улащенко сыграл больше 120 ролей в Театре юного зрителя, снимался в сериалах «Каменская», «Суд», «Тайны следствия», «Майор Ветров», «Защита Красина», «Месть», «Агент особого назначения», «Гончие», в фильмах «Воскресенье в женской бане», «В июне 41-го»… Издал три сборника детских сказок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter