Можно ли поссорить народы? Можно, если те не сопротивляются

Братья и сестры

Было время, когда мы с белорусскими командами КВН ездили в Ригу раз в квартал несколько лет подряд. Это не считая ежегодной Юрмалы. Паланга и Клайпеда, Бирштонас и Друскининкай, Каунас и Вильнюс — их я исходил вдоль и поперек. Многое видел, со многими простыми людьми просто разговаривал много раз. Поэтому хочу обратиться просто: дорогие литовцы, дорогие латыши! Взаимоуважение и терпимость — вот что всегда отличало наши добрососедские отношения. Принятие права соседа на обустройство своей жизни и спокойная благодарность, что он не лезет в твою. 

Как было

Все — и мы, и вы — знали про ваши карательные батальоны. На нашей земле. Про ваших эсэсовцев. В наших селах. Про ваше участие в Холокосте. Вам за это было стыдно. Я знаю, я видел и слышал. Вы не хотели об этом говорить — а мы не настаивали, не нажимали, не бередили. Такое… извинение без слов… Ладно, соседи, нехай будзе так. 

Все ваши «эсэсовские парады» и забвение Саласпилса в Латвии, заметание под ковер «каунасской резни» и «слуцкого погрома» в Литве скупо объяснялись тем, что это — политика, они сели нам на шею, что поделать, власти творят что хотят… Мы соглашались. «Музеи оккупации» в Риге и Вильнюсе — что ж, может, вам удобнее чувствовать себя вечными жертвами. Да и денег можно нехило срубить под это — с Европы, со Скандинавии, с США… Ну пусть, соседское бабло считать не принято. 
Как и обращать внимание на грязное белье напоказ, хоть за соседа и неудобно.
Так было. А поверх имелось экономическое сотрудничество: с литовской и латвийской железными дорогами, с портами Клайпеды, Вентспилса и Риги, через совместные предприятия, посредством банковских систем. Взаимовыгодное: каждый рубль оттуда давал цент-другой на ваши пенсии. На ваши школы. Прибавлял к тому, что у вас оставалось после налогов, выплат ЖКХ, оплат кредитов и медицины. А ведь не у всех и оставалось.

Сколько валюты оседало в Юрмале после каждого лета еще не так и давно? Кучи, просто складывать не успевали, и вы это знаете. Санаторий «Беларусь» в Друскининкае — там лечились дети, и наши дети в том числе, но работу он давал литовским семьям. Надежную оплачиваемую работу. Вильнюсский «Акрополис» (да и другие торговые центры) — сколько белорусских денег проходило через кассы, сможете прикинуть? Бывали дни, когда треть его посетителей составляли белорусы. 
Все это опять же капало — по центику, по два — в ваш кошелек. 
А тихенькая приграничная то ли торговля, то ли контрабанда, не враз и поймешь? Сигаретки, бензинчик, спиртное, продукты — по пять раз в день на одной машине умудрялись проскочить туда-сюда. Было ведь? И все про это знали, и даже отводили, случалось, глаза: соседи же, да и людям жить надо, зачем же глухой забор ставить, не по-людски. 

Так было. Но то ли вас окончательно ваши же демократические политики загнали в стойло, как бессловесный электорат. То ли вы сами постепенно, по капле, приняли вежливость за слабость. Нежелание ссориться — за согласие подчиниться. А разумное отношение к соседу, навсегда Богом данному, — за готовность стерпеть все. 
А вот так — не будет. Будь вы хоть трижды цивилизованными соседями, а мы — самым терпеливым народом. 
Будучи далекой и забытой окраиной что Европы, что Скандинавии, вы и сами давно уже поняли: крошки с барского стола — это все, что вы получите оттуда за свой прилежный труд, скромность, дисциплину и тягу к порядку. Никогда — и это вы знаете — вам не дадут подняться по той «цивилизационной» лестнице. Ничего не изменилось, по сути, с самых средних веков: они в своих брюсселях всегда будут числить вас куршами и жмудью, земгалами и латгалами, ливами и эстами. А в вашингтонах даже и слов-то таких никогда не выучат. 

Кстати, именно об этом говорят вам ваши политики, когда не устают благодарить — за себя и за всех вас — Европу за очередные дотации (подачки), которые до вас, кстати, почти и не доходят.

Мы же, белорусы, в соседских отношениях никогда — никогда! — не считали вас ниже, вообще не мерились. Не вели себя, будто вы — чья-то окраина, лимитрофы, «санитарный кордон». Пытались вместе с вами не вспоминать ваших карателей и погромщиков, зачем же соседу тыкать выродками в его доме, ему и самому противно, наверное. Ладили совместную бесконфликтную — насколько возможно — жизнь. 

Мы, белорусы, не угрожали вам — ничем и никогда, и вы с нашей стороны ничего не опасались. Никто из простых обычных литовцев или латышей. А политики ваши — на то они и куклы на веревочках, им же отрабатывать надо, ртами работать, это понимали и вы, и мы. Так было. 

Как теперь 

Все изменилось в один момент, будто у вас выгребная яма переполнилась — и потекло поверху. Ваши чиновники трогают своими противными руками наши государственные символы. Ваши чиновники кормят-поят нашу гуайдиху, позор белорусского народа. Ваши чиновники смеют чего-то там «не признавать» из наших суверенных решений. Прорвало у вас — а течет к нам. И вам, такое впечатление, все равно. 
Белорусские деньги (и деньги Союзного государства, а там еще и ­ЕАЭС маячит) вы уже потеряли. Их вам не восполнить ничем, никто ничего ни вам, ни детям вашим за это не даст. Но не в деньгах счастье.
Счастье — это когда сосед хороший. Разумный. Предсказуемый. Считающий соседей за людей, а не за чей-то «санитарный кордон». Уверенный, что с ними — соседями, самостоятельными людьми, — можно разговаривать и нужно договариваться. А не видящий, что соседями, как куклами, управляют издали. Тогда договариваться надо с другими, а кукол жалеть нечего. 

Понимаете ли вы, что сейчас происходит между нами, белорусами, литовцами и латышами? Что из наших отношений на долгие годы, если не на века, делают ваши «политики»? Один из таких (литовский Ландс­бергис) — потомок фашистских прихвостней. Другой (латвийский Ринкевичс) — вашингтонский выкормыш. Их возьмут «в европарламентарии», и они туда свалят — а нам со всем тем, что натворили, здесь жить. 
И прибирать за ними придется вам. И извиняться — тоже вам. И жить вы будете хуже, чем раньше, из-за них. Ни вы к шведам-англичанам все не улетите, ни мы никуда со своей земли не уйдем. 
Поэтому, дорогие литовцы и дорогие латыши, простые люди, соседи! Осознайте, опомнитесь и что-то начинайте делать. Черту вы уже перешли, горшки побили, но можно не доводить до мордобоя. До презрения. 

До того, чтобы вы стали лимитрофами не только в западных глазах, но и в глазах белорусов. Ведь когда все вокруг считают народ лимитрофом, он неизбежно таким и становится. 

Давайте, соседи, не поддадимся — все в ваших руках. 

Уж простите, накипело. 

mukovoz@sb.by

Рисунок Олега КАРПОВИЧА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter