Что везли из-за границы во времена СССР

Братская помощь

Почему венгерские “Икарусы” называли “пылесосами” и чем покорила советских граждан немецкая “Мадонна”

Вхождение ГДР и Западного Берлина в состав ФРГ, случившееся 3 октября 1990 года, историки называют “началом распада мировой системы социализма”. Одним из ее экономических символов был Совет экономической взаимопомощи. Сегодня мало кто помнит эту аббревиатуру — СЭВ. А ведь он объединял страны с общей численностью населения более 300 миллионов человек и суммарным ВВП три триллиона долларов. Но главное, в период железного занавеса товары из стран соцлагеря были вожделенной мечтой миллионов советских граждан. “НГ” решила вспомнить, какие бренды социалистической заграницы снискали наибольшую популярность у наших людей.

Венгерские автобусы колесили по улицам практически всех городов СССР.
Отстроенные после войны советские города в 1950-е годы испытывали жуткий дефицит общественного транспорта. С 1956 года делались пробные закупки иностранных автобусов. Для тестирования выбрали французский “Шоссон”, венгерский “Икарус” и немецкий “Бюссинг”. Победителем стал “Икарус”, и это предопределило его дальнейшую счастливую жизнь в СССР. Всего по советским дорогам колесило более 140 тысяч венгерских автобусов. Первые модели “Икарус-66”, обслуживающие междугородние и туристические линии, развивали скорость до 100 км/ч — по тем временам просто фантастика. За резвость и обтекаемую форму эти автобусы в народе называли “ракетами”. В октябре 1968 года стали поступать партии “Икарусов-180” (так называемая гармошка). Они вмещали в себя до 180 пассажиров. Так появилось второе шутливое прозвище — пылесосы (мол, всех желающих всосет).

На чешской “Яве” ездил каждый третий советский мотоциклист.
Вообще, из стран соцлагеря в СССР поставлялись практически все виды транспорта. Особенно много было мотоциклетных марок. Самая известная из них — чешская “Ява”, появившаяся в нашей стране сразу же после войны и быстро завоевавшая народную любовь. Уже в 1960-х годах на “Яве” ездил каждый третий советский мотоциклист. Хотя удовольствие было не из дешевых — чешский мотоцикл стоил 650 новых (после реформы 1961 года) рублей. Цена на нашу технику была вдвое меньше. Однако в то время “Ява” не уступала по престижности современному “Харлею”. Именно на “Явах” с ветерком носились самые крутые парни. А в мотоциклетной моде того времени присутствовала непременная немецкая переводная картинка на бензобаке. Чаще всего это были изображения роскошных блондинок. Кроме “Явы”, в СССР экспортировался еще один чешский мотоцикл — “Чезет”. Он появился у нас несколько позже своего собрата — в 1970-е годы и поставлялся вплоть до конца 1990-х годов.

Из других чешских товаров можно вспомнить обувь фирмы “Цебо”. Когда ботинки, туфли или кроссовки этой торговой марки появлялись в советском магазине, за ними немедленно выстраивалась очередь. Люди стояли по несколько часов, но не жалели об этом, поскольку обувь была действительно красивой и качественной, из очень мягкой, но прочной кожи.

Ну а кто же не слышал о богемском стекле? В популярном советском кинофильме “Девушка без адреса” одна из героинь произносит: “Что вы, что вы, это же богемский хрусталь! Его нельзя трогать, на него можно только смотреть”. Чешский хрусталь славился на весь мир. Поэтому в советские времена обладать хрустальной посудой или люстрой со множеством переливающихся подвесок означало приобщиться к миру неслыханной роскоши.

В один ряд с чешским стеклом в польские и югославские мебельные гарнитуры ставили столовый сервиз “Мадонна” из ГДР. Впервые с этой шикарной посудой из фарфора высокого качества в СССР познакомились после войны. Ее привозили домой офицеры, и именно офицерские жены стали первыми домохозяйками, которые имели возможность по праздникам выставлять эту красоту на стол. Полный сервиз “Мадонна” — это набор для обеда, а также для чая и кофе на 12 персон. Но комплектации были разные: кофейные “Мадонны”, чайные и столовые. Такой сервиз считался лучшим подарком на юбилей или новоселье.

Продуктовым брендом социализма стал венгерский “Глобус”. Хозяйки с удовольствием раскупали овощные и фруктовые консервы этой марки, считавшиеся эталоном вкуса и качества. Сосиски с зеленым горошком подавались практически в каждой советской столовой. Не меньшей славой пользовались болгарское лече и маринованные огурчики. А еще из Болгарии к нам везли зубную пасту “Поморин” и сигареты.

По правде говоря, большинство советских людей курило отечественные сигареты. Кто-то довольствовался “Беломором”, другие покупали “Яву”, кто посостоятельнее, предпочитали “Космос”. Но если хотелось “окунуться” в заграничный дым, то брали болгарские “ВТ”. Стоили они 80 копеек, чуть дороже “Космоса”, зато были самыми что ни на есть зарубежными. Впрочем, болгары поставляли нам и более дешевую продукцию: сигареты “Шипка”, “Родопи”, “Опал”, “Ту-134”, “Вега”. К середине 1980-х “Булгартабак” производил более 130 тысяч тонн табачных изделий, и более 80 процентов этой продукции экспортировалось в СССР.

Кубик Рубика был одним из самых желанных подарков на день рождения и Новый год.
Родом из СЭВ и самая востребованная игрушка-головоломка кубик Рубика. В 1974 году тридцатилетний Эрне Рубик преподавал в Будапеште архитектуру и мебельный дизайн. Первоначально кубик задумывался им как узкопрофессиональное трехмерное учебное пособие. Но случилось невероятное. Весь мир охватило настоящее “кубическое” нашествие, и СССР не стал исключением. Играли все и везде. Кубик самозабвенно крутили в метро, в трамвае, на работе, в конструкторских бюро и домах отдыха. Школьники собирали головоломку на переменах и во время уроков под партами. Стали возникать сначала стихийные, а затем официальные соревнования по сбору. Появились первые чемпионы. Не осталась в стороне и пресса. Первые робкие критические заметки о мании “кубизма” быстро сменились по просьбе трудящихся многочисленными публикациями на тему “Что нужно сделать, чтобы все-таки собрать кубик?”. Интересно это смотрелось в те времена: в журнале “Наука и жизнь” рядом с рассказом о достижениях советской космонавтики большая статья “Как собрать кубик Рубика”. Игрушка стала одним из самых желанных подарков на день рождения и Новый год.

Свой след в истории советского потребительского рынка оставили и вьетнамцы. Кто из нас не знает о легендарной мази “Звездочка”, которая была популярнейшим средством в аптеках Советского Союза. Этим недорогим вьетнамским бальзамом пытались лечить едва ли не все недуги, начиная от ОРЗ и заканчивая хроническим ревматизмом. И он действительно помогал!

В ТЕМУ

“Зубровка” была любимым напитком Брежнева, а МАЗ стал героем песни Владимира Высоцкого

Во времена СССР, конечно, не было такого понятия, как “бренд”. Но и тогда в Беларуси производилось множество продукции, которая была узнаваема далеко за пределами страны. Например, оптико-механический завод в Вилейке выпускал более 40 моделей фотоаппаратов “Зенит”, раскупавшихся в 80 странах. Именно в Минске создали первый в стране двухкамерный холодильник “Минск-7”, где морозильная камера отделена от обычной. А самым вкусным гостинцем из Беларуси стали конфеты. “Белорусская картошка” и “Любимая Аленка”, с которой начиналась история фабрики “Коммунарка”, до сих пор в производстве.

Первым белорусским байком стал “Минск М1А”, выпущенный в 1951 году. Ведущий знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд лично испытал минский мотоцикл, проехав на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного байкера было таким: “Это АК-47 (автомат Калашникова. — Прим. авт.) среди мотоциклов — надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог”.

“Мы оба знали про маршрут, что этот МАЗ на стройках ждут”, — пел легендарный Владимир Высоцкий о грузовике МАЗ-500. Выпускали эту модель почти тридцать лет, и без нее сложно было представить себе советскую стройку.

Так получилось, что знаменитая белорусская “Зубровка” была любимым алкогольным напитком Брежнева. Впервые настойкой его угостило руководство Белорусской ССР в Беловежской пуще. Генсеку она понравилась, и с тех пор у его личной охраны появилась новая обязанность: в любое время дня и ночи у Леонида Ильича под рукой должна находиться “Зубровка”. На всякий случай.

А настойку “Беловежская пуща” и вовсе “открыл” Никита Хрущев. Рассказывают, что, когда Никита Сергеевич в очередной раз прилетел в Беловежскую пущу на охоту, местный егерь угостил его крепким напитком на душистых травах.

— Хороша настойка! — похвалил генсек. — Лучше, чем французский коньяк.

Через какое-то время в свободной продаже появилась “Беловежская горькая”.

Судьба гигантов

Примечательно, что многие из брендов соцстран сохранились и поныне. В частности, по-прежнему на ходу венгерский “Икарус” и чешская “Ява”. Правда, былой популярности у них уже нет. В лучшие времена “Икарус” выпускал до 14 тысяч автобусов в год. Сейчас компания находится в частной собственности и продолжает выпуск небольшими партиями в условиях сильной конкуренции с многочисленными европейскими фирмами.

Богемское стекло и по сей день остается одной из визитных карточек Чехии. Равно как и немецкий фарфор — синоним качества. К слову, в Германии работают 11 заводов, выпускающих фарфоровые сервизы.

Присутствует на наших торговых прилавках и любимая многими марка “Глобус”. Но теперь она входит во французский концерн “Бондюэль”. Схожая судьба и у компании “Булгартабак”. Весной этого года британская табачная империя “Бритиш Американ Тобакко” объявила о покупке ведущих марок болгарского бренда.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter