Брат по крови

Евгений Буглов возвращал перелитую себе кровь всю жизнь

Пережив 28 переливаний, Евгений Буглов «воспроизводил кровь» в геометрической прогрессии

Сегодня известный белорусский ученый-медик, бывший главный гематолог Министерства здравоохранения БССР, директор Белорусского НИИ переливания крови, доктор медицинских наук Евгений Данилович Буглов отмечает свое 85-летие. В это же время Витебский государственный медицинский университет празднует 75-летний юбилей. Накануне этих дат Евгений Данилович поделился с читателями «Р» воспоминаниями из своей жизни.

«Если выживу, стану врачом…»

…Как только наши войска освободили Лиозненский район, юный Евгений Буглов из родной деревни Стриженево попал в действующую армию. Недолго успел повоевать рядовой в составе 1-го Прибалтийского фронта. В одном из боев за освобождение Риги он был тяжело ранен разрывной пулей. Настолько тяжело, что шансов выжить практически не было. Достаточно заметить, что врачи сделали молодому бойцу несколько операций и 28 (!) переливаний крови.

В беседе с корреспондентом «Р» накануне юбилея Евгений Данилович признался:

— Из фронтового госпиталя меня даже не рискнули переправить в тыл, потому что был нетранспортабелен. Из трех таких же безнадежных выжил только я один. И если бы не волшебная сила пенициллина, вовремя введенного в ослабленный до предела организм, дни мои были бы сочтены. А впереди еще были 18 месяцев госпиталей.

И инвалидность. В неполных двадцать лет. В юношеском сознании произошла непостижимая для такого возраста переоценка ценностей. Евгений словно повзрослел на несколько жизней, балансируя много раз между жизнью и смертью. Именно тогда пересохшими и потрескавшимися от многомесячной боли устами он шептал, как клятву: «Если выживу, стану врачом!»

Так и произошло. По его венам и артериям прошло столько донорской крови, что израненному солдату захотелось вернуть такой бесценный долг. Есть нечто судьбоносное в том, что вся последующая жизнь врача и ученого Буглова связана, если так можно выразиться, с «воспроизводством крови» в геометрической прогрессии.

Уж и война закончилась, а рядовой Евгений Буглов все еще кочевал по госпиталям. Наконец, в январе 1946 года его признали инвалидом и демобилизовали. Слабый духом смирился бы и жил на пенсию. А молодой кавалер ордена Отечественной войны первой степени и нескольких боевых медалей поставил высокую цель, которая вызрела в военных госпиталях. В том же 1946 году он поступает в Витебский медицинский институт.

Как и на фронте, не искал себе поблажек, не прятался за льготы. Наоборот, удивлял всех своим невероятным трудолюбием и усидчивостью. Что и позволило с отличием закончить труднейший из вузов.

Но какой ценой это ему далось? В течение десяти лет после выписки из госпиталя Буглов перенес еще 13 мучительных операций. Даже в день собственной свадьбы в 1949 году студент был доставлен в клинику на очередную операцию. Проклятая разрывная пуля, образно выражаясь, посекла его кости похлеще, чем топор дерево. Только за счет ресурсов молодости удавалось их собирать и сращивать.

Но было и много светлого в ту пору. Достижение поставленной цели. А еще мединститут подарил Евгению большую любовь. Здесь встретил он свою единственную, прекрасную и настоящую подругу Ядвигу, с которой вместе более полувека. Воспитали замечательных дочерей, также избравших медицинское поприще: Софья – научный сотрудник, Анна – доцент-ревматолог, а Елена — доктор медицинских наук. Один из внуков – Даниил — также пошел по стопам деда, закончил медуниверситет.

Династия продолжается. Все больше ветвей в древе рода Бугловых произрастает от кроны медицины.

Первый между равными

После блестящего окончания медицинского института в Витебске молодого врача направили в целевую аспирантуру на кафедру патологической физиологии 1-го Ленинградского медицинского института имени академика Павлова. И тут эхо войны вновь напомнило о себе. Пришлось 10 месяцев провести на больничной койке. Стиснув зубы, превозмогая боль, аспирант Евгений Буглов продолжал научный поиск и в 1955 году защитил кандидатскую диссертацию.

В том же году Министерство здравоохранения СССР направило молодого ученого в Белорусский НИИ переливания крови в качестве старшего научного сотрудника. Позже он возглавил патофизиологический отдел института.

Было нечто мистическое и одновременно логическое в том, что вся дальнейшая деятельность Буглова связана с проблемами крови. И Евгений Данилович проводит широкомасштабные исследования свойств биопрепаратов на основе окисленных целлюлозных сорбентов. Он впервые разработал уникальный способ стабилизации крови и добился ошеломляющих результатов. Таких, которые позволили заготавливать невиданные прежде объемы крови для массивных переливаний. Значимость этого способа защищена восемью авторскими свидетельствами, патентами США, Англии, Франции, ФРГ, Японии и Швеции. Его разработки удостоены трех медалей ВДНХ СССР и престижной в научных кругах премии имени Дмитрия Менделеева.

Через 15 лет после кандидатской Евгений Данилович защищает докторскую диссертацию. А всего в активе ученого-фронтовика 11 авторских свидетельств, свыше 250 печатных работ и двух монографий. За научные достижения и практические заслуги в развитии «индустрии крови», гематологической помощи населению он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, несколькими медалями. Надо сказать, в советское время такие награды в ученом мире выдавались достаточно скупо. Все больше звезд и орденов сыпалось на грудь механизаторов, доярок, заводчан, добившихся рекордов. И два таких солидных ордена одному ученому – большая редкость.

Остается добавить, что с 1974 года Евгений Данилович бессменно руководил Белорусским НИИ гематологии и переливания крови, был главным гематологом республики. Да еще как руководил! Полтора десятка лет наш НИИ считался ведущим научным учреждением по гематологии в Советском Союзе и за рубежом.

…Свое 85-летие Евгений Данилович встречает в скромном звании пенсионера. По состоянию здоровья не может он приехать в Витебск на юбилей своей альма-матер. А потому попросил через «Р» передать теплый привет не только коллегам своего первого послевоенного выпуска, но и всем нынешним студентам и преподавателям известного во всем мире медицинского университета. Как братьям по крови, профессии и духу.

На снимках: супруги Бугловы в наши дни и в молодости.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter