Брать или не брать? Так вопрос стоять не должен!

Проблема взяток чиновников является не только нравственной, но и политической.
Проблема взяток чиновников является не только нравственной, но и политической. В редакцию "СБ" приходит немало писем, в которых говорится, что во многих организациях чиновники строят работу так, что без взяток решить какой-то вопрос практически очень трудно. Разумеется, теперь не те времена, чтобы кто-то ожидал от деревенской бабки вознаграждения в виде десятка яиц. Но когда стоит вопрос о лицензии, юридическом адресе, вообще о каком-то "разрешении", то без взяток, хотя процесс этот очень скрытый, дело не обходится. Признаки этого стиля можно наблюдать довольно часто.

Известны примеры, когда в собственность оборотистых людей поступали здания, налог при этом исчислялся копейками. Любой минский предприниматель может легко рассказать много историй, как во время Ивана Титенкова можно было в одночасье получить право на мизерную аренду, а можно было никогда такого "подарка" и не дождаться. Без вознаграждения.

Впрочем, от гипотетических вопросов можно перейти к реальным газетным сообщениям о том, что за взятки арестован директор завода игристых вин, преподаватель одного из могилевских высших учебных заведений, сотрудник милиции. Если эти точки соединить линией, то можно сделать вывод, что системой взяток поражены практически все сегменты хозяйственной и административной жизни.

Проблема заключается в том, что государственные служащие сегодня обладают огромными правами. Это оборотная часть "государственного регулирования", многочисленных процессов, решаемых в стране. Мы хорошо помним времена, когда многое было отдано на откуп абстрактным механизмам "рынка" и даже невооруженным глазом было заметно, что все идет наперекосяк и может закончиться полной катастрофой. Понятно, что страхующим механизмом против развала может быть только серьезный государственный контроль. Но при этом обязательным условием должны быть честность и нравственность чиновника, который избрал стезю государственной службы отнюдь не для того, чтобы улучшить свое материальное положение. Пока, несмотря на строгость (вспомним, как образно Президент говорил о "петле", куда сами, да еще подталкивая друг друга, лезут алчные люди), жизнь убеждает, что данный вопрос приобретает все большую актуальность.

Получающие мизерную сумму на работе, многие государственные служащие не отказывают себе ни в чем и ведут порой вызывающе богатый образ жизни.

Примерно перед теми же проблемами встали недавно и депутаты российской Госдумы, предложившие т.н. "Кодекс чести для государственных служащих". Многие коллеги восприняли это как "пи-аровскую" акцию, других это заставило задуматься. Наше общество чиновников не уважает, но терпит - эта несколько парадоксальная мысль составляет преамбулу новых законопроектов. А далее авторы пытаются ответить на вопрос, каким должен быть честный чиновник.

Вот правила добросовестного служебного поведения, которые предлагает кодекс: на первом месте - честность (государственный служащий не должен получать ненадлежащей выгоды), потом - беспристрастность, далее - справедливость.

Кодекс также предлагает чиновнику правила антикоррупционного поведения, объясняя, как поступить, чтобы его действия не привели к конфликтам интересов. Проще - подарков не брать, служебным имуществом и служебной информацией в личных целях не пользоваться, бывшим коллективам, где ранее трудился, особое внимание не оказывать.

Санкции за несоблюдение кодекса столь строги, что могут выкосить все чиновничье поле. Однако беспокойство - преждевременно. Кодекс поведения государственных служащих в Российской Федерации вряд ли будет принят в скором времени.

Но оставим россиянам их заботы, поскольку нечестные чиновники - это и большая головная боль для белорусов. Причем лечить ее надо быстро.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter