Брала чужое, вернуть пришлось свое

Завмаг допустила растрату в более чем на Br 120 млн за год

Более чем на 120 миллионов рублей за год допустила растрату денег и товаров заведующая сельским магазином в Гродненском районе

Растрату товарно-материальных ценностей выявили специалисты контрольно-ревизионного управления Гродненского облпотребобщества при проведении документальной проверки. Совмещая должность руководителя с работой продавца, женщина напрочь потеряла счет своему и чужому, регулярно прикарманивая часть выручки от проданных товаров. Документальной проверкой установлен факт прямого хищения торговой выручки на 28 миллионов рублей. А по записям в тетрадке, которые вела сама продавец, было видно, что без денег и документального оформления она отпустила сельчанам товаров на 25 миллионов рублей.

Липовые кредиты

В последних числах марта 2012 года продавец на имя трех жителей деревни и на себя выписала в магазине товары в кредит на сумму 500 тысяч рублей каждому, составила заведомо ложные договоры поручительства и обязательства к накладным, которые и сдала в бухгалтерию Гродненского филиала облпотребобщества. Эти сведения были включены в товарно-денежные отчеты. То же самое она сделала и в конце мая, «прокредитовав» на полмиллиона рублей себя и еще троих человек, а затем в июне. Так, с марта по июнь 2012 года в магазине ТПС завмаг оформила 12 кредитных обязательств на жителей деревни, все по 500 тысяч рублей.

Выступив в суде в качестве свидетелей, «кредиторы» признались, что никогда не приобретали в магазине товары в кредит и кредитные обязательства не подписывали. Правда, иногда сельчане брали в магазине продукты в долг на небольшие суммы, но деньги возвращали после зарплаты или через несколько дней.

По десять рублей с шоколадки

Наживалась продавец не только по-крупному, не брезговала накинуть на 50-граммовый «Киндер» 10 рублей, 100-граммовый уже тянул на прибавку в 20 рублей. Продав по таким ценам 8 шоколадок, наварила аж 140 рублей. В период с 26 апреля по 30 ноября 2012 года она умышленно завышала цены. Так, небольшая шоколадка «Коммунарка» весом 20 граммов продавалась дороже положенной цены на 150 рублей, колбаса «Застольная» — на 470 рублей за килограмм, семечки — на 1250 рублей за пачку, квас — на 30 рублей за бутылку, напиток «Все витамины» — на 360 рублей за бутылку, йогурт «Стародворецкий» — на 650 рублей за баночку, кефир — на 230 рублей за пакет. Такие накрутки цены позволили нечистому на руку продавцу «заработать» 77 500 рублей.

«Кредитная» касса

С ноября 2011-го по октябрь 2012 года завмаг не выполняла план розничного товарооборота. Фактические товарные запасы ежемесячно увеличивались, а по состоянию на 31 октября 2012 года превысили норматив на 106 миллионов рублей. В результате проведенной инвентаризации недостача составила более 84 миллионов рублей. Недостачу товара женщина объяснила тем, что брала деньги из кассы для погашения кредита в банке. По кассе деньги не пробивала, а в отчете занижала остаток, чтобы бухгалтер не видел, сколько денежных средств изъято для личных нужд.

Оказывается, кредит на сумму 5 тысяч долларов на покупку автомобиля женщина взяла еще в конце 2007 года. А уже в 2010 году выяснилось, что она около 7—8 месяцев не платит по кредиту и не является в суд. Почти 3 тысячи долларов и штраф в размере 6 миллионов рублей по решению суда был вынужден выплатить поручитель. Тогда женщина объясняла, что у нее нет денег на оплату кредита, потому что она нигде не работает. Но вскоре подвернулось «теплое» местечко. Хоть и зарплата небольшая, да деньги в кассе всегда есть. Так, потихоньку с декабря 2011 года по сентябрь 2012 года полностью рассчиталась с долгом, выплачивая ежемесячно от 500 тысяч до 3 миллионов рублей. Только не предполагала она, что с проверкой могут нагрянуть не только контролирующие органы, но и контрольно-ревизионная служба потребкооперации.

Но и тут пыталась выкрутиться, как могла. Как только завмаг узнала о решении провести в магазине документальную проверку, она легла в больницу, сославшись на больной желудок. Приходилось в течение нескольких месяцев откладывать проверку из-за срочных госпитализаций горе-растратчицы. Но, как говорится, сколько веревочке ни виться, а конец будет…

«Ничего не знаю…»

Доводы завмага о том, что она не знала законодательства и из-за этого допускала многочисленные ошибки, суд нашел надуманными, так как за помощью разъяснить какие-либо вопросы она ни к кому не обращалась. К тому же под роспись была ознакомлена с договором о полной материальной ответственности. Несостоятельны и рассказы о том, что она не знала, как правильно оформлять кредитные обязательства. С правилами продажи товаров в кредит она также была ознакомлена под роспись. Да и как можно увязать доводы «Ничего не знала», если в первые шесть месяцев работы завмаг исправно и без нарушений вела учет товаров и оформление документации. А потом пошло-поехало…

Были попытки списать все на просроченный товар, который якобы пришлось выбросить. Факты порчи продуктов питания на большую сумму не нашли своего подтверждения ни на стадии предварительного следствия, ни в ходе судебного разбирательства. В материалах суда есть акты переоценки товаров с ограниченными сроками годности, которые составляла сама завмаг. То есть она знала о такой возможности и пользовалась ею, а не выбрасывала продукты.

Неотвратимость наказания

Суд квалифицировал действия завмага как присвоение и растрату имущества лицом, которому оно вверено, совершенные в особо крупном размере, а также внесение должностным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, составление и выдачу заведомо ложных документов, совершенные из корыстных побуждений, то есть обман покупателей. 13 ноября 2013 года суд Гродненского района признал завмага виновной и назначил ей наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года и 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего режима, с лишением права занимать должности, связанные с материальной ответственностью, на срок 5 лет, с конфискацией ее имущества.

21 января 2014 года судебная коллегия по уголовным делам Гродненского областного суда изменила приговор суда. Как только женщина осознала неотвратимость наказания и получила реальный срок в исправительной колонии, тут же возместила ущерб в полном объеме. Это и стало основанием для смягчения наказания: ограничение свободы сроком на 4 года и 6 месяцев без направления в исправительное учреждение открытого типа с лишением права занимать должности, связанные с материальной ответственностью, в течение пяти лет и с конфискацией имущества.

В настоящее время дирекция Гродненского филиала и правление областного потребительского общества намерены взыскать с растратчицы проценты по отвлечению денежных средств в недостачу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter