Браконьеры получают сроки

Весна для сотрудников Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь — это всегда работа в усиленном режиме

Госинспекция переходит на усиленный режим работы

Весна для сотрудников Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь — это всегда работа в усиленном режиме. Ведь все три месяца действуют ограничения на любительское и промысловое рыболовство. С 1 марта вступил в силу запрет на ловлю щуки — одного из самых массовых видов рыб наших водоемов, уже начавшего метать икру. Следом наступает так называемый двухмесячник — всеобщий нерестовый запрет, во время которого разрешено ловить рыбу только одной удочкой с берега. Добавьте сюда еще и открытие охоты, и становится понятным, почему рабочие планы госинспекции на весенний период включают в себя обязательную работу в выходные дни и значительно большее, чем в другое время, количество рейдов. 

Как раз к началу самого «горячего» для госинспекторов периода вступил в силу новый Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Он должен еще больше упорядочить работу госинспекции, так как включает в себя статьи, касающиеся нарушений природоохранного законодательства. Начальник управления анализа и контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира госинспекции Владимир Зубко отметил, что кодекс расширяет права госинспекторов: 

— В частности, увеличивается количество статей, по которым могут быть составлены протоколы. Например, в полномочия госинспекции входят дела по нарушению пожарной безопасности в лесах и на торфяниках. Также теперь инспектор за неповиновение закону имеет право составлять протоколы. 

Нужно подчеркнуть, что в полномочия госинспекции входит не только традиционный контроль за соблюдением правил рыболовства и охоты, но и составление протоколов и рассмотрение дел об административных нарушениях, связанных с торговлей рыбой, мясом диких животных и дикорастущими растениями, с транспортировкой, хранением или применением минеральных удобрений, с заготовкой, сбором или закупкой грибов и ягод, с эксплуатацией водохозяйственных сооружений и т.д.  

Заместитель начальника Минской областной инспекции Александр Вишняков обратил внимание на факты нарушений режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Вблизи столицы находится 6 заказников республиканского значения, проверки которых влекут за собой составление протоколов. Причем охранный режим зачастую нарушается не праздными посетителями, а… работниками лесничеств. Например, в заказнике «Прилепском», где любое разведение костров запрещено, производилось сжигание веток, на что даже имелось соответствующее разрешение, то есть провинившиеся не знали, что нарушают природоохранное законодательство. Но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, и подобные неосознанные нарушения оборачиваются штрафами. 

Не стоит забывать, что за особо тяжкие нарушения грозит и уголовная ответственность. Чаще всего к ней привлекают злостных браконьеров. 

— В 2006 году на возбуждение уголовных дел было передано 290 материалов, из которых в 223 случаях виновные были осуждены, — говорит Владимир Зубко. — В позапрошлом году дел было закрыто гораздо больше. Сейчас мы стараемся обжаловать их в прокуратуре. В результате есть примеры, когда закрытые уголовные дела были возобновлены и доведены до приговора суда. Помогает доказать виновность нарушителя и то, что при наличии признаков уголовно наказуемого действия на место задержания обязательно вызывается следственно-оперативная группа работников милиции. 

«Р» уже неоднократно сообщала о фактах браконьерства, после выявления которых материалы направлялись на возбуждение уголовных дел. Все они закончились вынесением обвинительных приговоров для нарушителей, и теперь можно озвучить их имена. Так, гражданин Кожеко А. И. («герой» материала «За час до рассвета, с поличным…» от 31 октября 2006 года) за незаконную добычу рыбы в особо крупном размере получил 2 года условно. Напомним, взяли нарушителя 19 октября на Минском море, где при помощи почти полукилометра сетей и сачка запрещенных размеров в придачу браконьер добыл 50 килограммов рыбы, чем нанес ущерб природе и государству почти на 4 миллиона рублей. Как ни отпирался «хапуга», мол, «сети не мои, бочку я вожу для хранения живца, а в лодке просто спал» (именно так было записано в протоколе допроса), суд был беспристрастен. 

Более мягкий приговор служители закона вынесли «начинающим» браконьерам  из поселка Правдинский в Пуховичском районе А. Малашенко и А. Васьковичу. Суд признал их виновными в незаконной добыче рыбы и назначил каждому наказание в виде штрафа в размере 50 базовых величин (более полутора миллионов рублей). Плюс, естественно, возмещение ущерба. 

Но не все отделываются так легко. Финал следующей истории куда более трагичен. По звонку на «горячую линию» Жлобинской межрайонной инспекции на реке Добосна были задержаны граждане А. Береснев и В. Зинкевич (между прочим, главный инженер местного совхоза). Они добывали рыбу при помощи электроловильной установки — самого варварского способа браконьерства. В лаборатории районной ветстанции установили, что рыба (42 килограмма) действительно была поражена разрядом электрического тока. Ущерб же составил 1479 базовых величин! В итоге один из «электриков» получил 3 года с направлением в исправительное учреждение открытого типа. 

Безусловно, браконьеры с электроудочкой наносят самый ощутимый вред природе. Особенно такие, как те, что были не так давно задержаны в Молодечненском районе. При помощи тока они охотились за ручьевой форелью, занесенной в Красную книгу Республики Беларусь. Ущерб от такой добычи составил 35 миллионов рублей, но трудно оценить размер бедствия для маленькой речушки Вязынки. 

Отрадно, что «электроудочники» госинспекторам попадаются все реже: в прошлом году было лишь 17 подобных задержаний. Ну а наказание браконьерам-варварам — самое суровое. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter