Брак по расчетам

Белкоопсоюз разработал базу данных потенциальных нарушителей

По инициативе контрольно-ревизионного управления Белкоопсоюз разработал базу данных потенциальных нарушителей

Их уважают и боятся. Им не приходится рассчитывать на цветы и улыбки, ведь их работа – найти, уличить, доказать и наказать. Недостачи, хищения в особо крупных размерах, серые схемы торговли, двойная бухгалтерия и махинации с выручкой – во всех этих хитросплетениях чужого умысла ревизоры КРУ ориентируются как рыба в воде. Профессиональные бухгалтеры и ревизоры-аудиторы, они знают, что скрывают в своих отчетах материально-ответственные лица разных рангов. Десятки возбужденных уголовных дел, миллиарды рублей выявленного вреда – это лишь вершина айсберга непростой работы. Их всего 189, но руководство БКС может быть спокойно: ни одна копейка пайщиков не уплывет налево, пока на посту ревизоры. О готовящихся изменениях в 510-й Указ, самых громких делах последних лет и новых формах контроля рассказал Александр СКРУНДЕВСКИЙ, начальник контрольно-ревизионного управления, член Правления Белкоопсоюза.

Основания для расследования

Наш первый вопрос: «Как работается ревизорам в условиях изменившейся нормативной базы?» — замешательства не вызвал. Сложновато работается, что и говорить. Число проверок по конкретным объектам сократилось до одной в два года. Тем не менее даже официальное (за 10 рабочих дней) уведомление о начале их проведения не спасает тех, кому есть что скрывать. Только за первое полугодие 2010-го работники ревизионной службы системы Белкоопсоюза выявили вреда на 1 млрд. 674 млн. рублей. В бюджет доначислено 62,4 млн. рублей. Для сравнения: за минувший год первая сумма составила 4 млрд. 474 млн. Выходит, показатели за полугодие стали заметно ниже?

— Не в показателях дело. На данный момент мы имеем право выехать на внеплановую проверку только по обращениям правоохранительных органов. Однако очень скоро все изменится. Насколько известно, сейчас готовятся изменения и дополнения в Указ № 510. И если все наши предложения будут учтены, уже с 1 января 2011 года перечень оснований, по которым служба ведомственного контроля сможет проводить внеплановые проверки, расширится, — говорит Александр Скрундевский. – Заявление граждан и организаций также станет веским основанием для проведения служебного расследования.

Полгода работы позади. О чем говорят цифры? Увы, они говорят о том, что меры по обеспечению сохранности собственности потребкооперации и профилактике коррупционных преступлений выполняются на местах далеко не в полной мере. Значительно возросло количество крупных недостач и ущерба от них. Так, за 6 месяцев в системе Белкоопсоюза выявлен 51 случай недостач и хищений в крупных размерах на сумму 1 млрд. 164 млн. рублей. В печальных лидерах второй год подряд Витебский облпотребсоюз (на его счету 24 случая на 430 млн.). Вторыми идут могилевчане с шестью криминальными эпизодами и 234 млн. рублей. Замыкает троицу Брестский облпотребсоюз: 7 крупных недостач и 166 млн. нанесенного вреда.

— К сожалению, мы вынуждены констатировать 7 случаев выявленных недостач в особо крупных размерах. Речь идет о 347 млн. рублей, которых облпотребсоюзы недосчитались по итогам работы за 6 месяцев. Давайте назовем отличившиеся райпо и организации системы потребкооперации. Итак, в черный список попали Хойникское райпотребобщество (57 млн. рублей), Быховское райпо (35 млн.), Круглянское (71 млн.), Витебское (39 млн. рублей), Шкловское (36 млн. рублей), Смолевичское райпо (67 млн. рублей), ЧУП «Брестский облкниготорг» (42 млн.). Из 347 млн. рублей на сегодняшний день возмещено только 119 млн., — смотрит данные отчетов Александр Николаевич. – Причины все те же. Игнорирование ответственными службами на местах мер по обеспечению сохранности собственности, а также отсутствие действенного контроля за их выполнением со стороны ревизионных комиссий райпо.

Зачем вы так, «Анна»?

Примеров хоть отбавляй. Возьмем магазин «Анна» Быховского райпо. Недостача, выявленная 16 апреля этого года, потянула за собой целую цепочку недоработок и халатности разных специалистов. Ревизионная служба не настояла на том, чтобы первая инвентаризация у вновь сформированного коллектива прошла в установленные сроки, то есть через месяц. В итоге ее провели только спустя 8,5 месяца. Позже выяснилось, что инвентаризация в магазине все-таки проводилась 1 февраля (за 2,5 месяца до выявленных нарушений), и сумма недостачи уже тогда приближалась к 22 млн. рублей. Именно поэтому руководство райпо, бухгалтерская и ревизионная службы скрыли эти данные. Итог: за 2,5 месяца размер недостачи вырос до 35,4 млн. рублей. Затем всплыл еще один любопытный факт: с 27 июля 2009 года по 16 апреля 2010 года материально ответственные лица магазина «Анна» аннулировали чеков на 72,4 млн. рублей. Но и это не все. Бухгалтерская служба райпо ежемесячно не контролировала полноту оприходования выручки, сличая данные Z-отчетов и документов на сдачу выручки. В итоге наторгованная за день сумма нередко не сдавалась в банк, а попросту изымалась продавцами.

Мы так подробно расписали этот случай потому, что повлекшие его причины во многом типичны и для остальных нарушителей. В магазине № 14 «Продтовары» Смолевичского райпо продавцы похожим путем умудрились вынести порядка 40 процентов от учетного остатка ценностей. В магазине ТПС Житковичского райпо и вовсе похищено 52 процента оприходованных ценностей. В Круглянском райпо кладовщик распределительного склада № 9 «Винно-водочный» скрыл недостачу ценностей на сумму 112,1 млн. рублей. В ходе проверки выяснилось, что выписку бестоварных накладных для него делала оператор райпо. И самое интересное! Позже стало известно, что в 1993 году по решению суда и в 1997-м по решению нанимателя этот кладовщик уже увольнялся из Круглянского райпо за совершенные хищения. Вопросы напрашиваются сами собой.

Найти нарушение — вопрос времени

— Именно для предотвращения подобных казусов вычислительный центр Белкоопсоюза по нашей инициативе разработал специальную базу данных. В нее вносятся сотрудники, совершившие коррупционные преступления за время работы в потребкооперации. Стоимость обслуживания данной программы для райпо составляет всего 20 тысяч рублей в месяц, однако многие потребобщества отказываются заключать договоры. Видимо, им проще заплатить 100—200 млн. в виде хищений и недостач, — разводит руками Александр Скрундевский. – Без ложной скромности скажу: мы знаем все ухищрения, на которые идут продавцы и завмаги, чтобы ввести проверяющих в заблуждение. Найти их – вопрос времени. Но поверьте: 30 дней проверки нам более чем для этого достаточно. Первый звоночек – рост товарных запасов при снижении выручки. Почти 90 процентов всех крупных недостач «начинаются» с этого. Далее остается выяснить метод, к которому прибегли продавцы для сокрытия хищения. Это могут быть фиктивные документы о продаже товаров населению в кредит. Еще один способ: зная о готовящейся проверке, накладные на поставку в магазин продуктов не включаются в товарно-денежный отчет (это делается после ревизии). Многие кассиры не пробивают через кассу деньги или же злоупотребляют отменой чеков, как мы это видели на примере «Анны». Самый свежий пример – злоупотребления с дисконтными картами. Вместо скидки в 3 процента отдельным покупателям почему-то «предоставляются» поблажки в 21 процент. Вся разница, разумеется, кладется в карман продавцами… Но не это самое страшное. Наиболее серьезные последствия наблюдаются там, где в сговор с материально ответственными лицами вступают бухгалтеры. Суммы похищенного сразу же выше на порядок и «маскировка» посолидней. Но, повторюсь, это вопрос времени. В 2008 году в Кореличском районе на этом погорели сразу пять человек. Сумма недостачи – 145 млн. рублей. Общая сумма срока – 33 года…

Пустота в ведре с черникой

Коррупционные преступления – разговор особый. Увы, они по-прежнему совершаются, а значит, продолжается рост заведенных уголовных дел. Только за первое полугодие 2010 года их уже 147 (для сравнения: в 2008-м – 204, 2009-м – 196). Примечательно, что 40 процентов из них возбуждается по материалам проверок, которые направляются в правоохранительные органы службой ведомственного контроля. Как и прежде, наибольшее количество преступлений совершается материально ответственными лицами. Речь зачастую идет о служебном подлоге и хищениях путем злоупотребления служебными полномочиями. Скажем, только в первом полугодии 2010-го в отрасли заготовок и рынков выявлено 33 коррупционных преступления (при том, что за весь 2009-й – 23). Причем основной повод для возбуждения уголовного дела – фиктивный закуп продукции. Смотрят: в закупочной квитанции указаны смородина, вишня, черника и конкретный адрес продавца. Приезжают, спрашивают – а закупки-то никакой не было. Бывают и другие случаи, когда установленная закупочная цена на продукцию вдруг ни с того ни с сего вырастает вдвое, производится крупная закупка, а назавтра цена благополучно падает до утвержденного норматива.

Идем дальше: эффективность капитальных вложений. Казалось бы, какое отношение капремонт имеет к сохранности от хищений и порчи ценностей. Однако же…

Без права на ошибку

— Проверка финансово-хозяйственной деятельности Оршанского райпо показала ряд серьезных нарушений в этой сфере. При реконструкции и строительстве объектов потребобщества в связи с празднованием в 2008 году республиканского фестиваля «Дожинки» стоимость строительства и ремонтов была завышена на 251 млн. рублей. Схема простая: в актах выполненных работ завышались объемы и расценки, составлялись фиктивные акты. Однако все эти злоупотребления всплыли только в 2009 году во время ревизии, хотя должны были вскрыться строительными службами райпо и облпотребсоюза еще при проведении данных работ, — недоумевает Александр Скрундевский. – В 2010 году в Кобринском районе, где также проходили «Дожинки», установлены завышения объемов выполненных работ по реконструкции малого рынка на 38,5 млн. рублей. Еще раз подчеркну: контролировать и находить все эти факты должна не ревизионная комиссия через год-полтора, а строительные службы на местах, специалисты которых получают за это зарплату.

— Многие работники потребкооперации обижаются, что мы всегда присутствуем на судах и даем разъяснения судье по нюансам выявленных преступлений. Здесь наша позиция непоколебима: принцип неотвратимости наказания – это то, что удерживает человека от воровства. И мы стараемся сделать все, чтобы настоящие преступники получили по заслугам, — категоричен начальник КРУ. — Однако при этом все почему-то забывают о рекомендательной помощи, которую оказывают наши ревизоры. Если сумма нанесенного ущерба не превышает 10 базовых величин и она возвращена в кассу в течение 3 дней со дня подписания акта, это станет основанием для освобождения от административной ответственности. Более того, подскажем, где и почему сделана ошибка, как избежать ее в будущем и как более эффективно распорядиться имеющимися складскими запасами. Таких примеров предостаточно.

Их уважают и боятся, но никогда не задумываются о буднях этой сложной профессии. В их командировочных удостоверениях – вся Беларусь и все имеющиеся в системе Белкоопсоюза сферы: торговля, производство, сфера заготовок… Они не имеют права на ошибку, потому что от их компетентности и знаний зависит судьба и карьера отдельно взятых продавцов, завмагов, бухгалтеров и председателей райпо. Знаете ли вы, что каждые три года ревизора обязательно отправляют на переквалификацию?

— Тем не менее даже в нашей непростой профессии есть приятные моменты. Когда ты приезжаешь через год в конкретное райпо, проверяешь финансово-хозяйственную деятельность и видишь, что данные тобой советы учтены. Что отчеты без сучка и задоринки, а значит, мы работали не зря, — признается Александр Скрундевский. – Жизнь не стоит на месте. В кооперацию приходят новые технологии, неизбежно появляются новые схемы злоупотреблений, на которые мы оперативно реагируем. Меняется само законодательство, вместе с ним корректируется характер нашей работы. Но неизменным остается главное. Сохранность ценностей – это вопрос не только 200 ревизоров в 100-тысячном коллективе работников потребкооперации. Это дело всех заинтересованных служб, от слаженности которых зависит успех нашего общего дела.

На снимке: Александр СКРУНДЕВСКИЙ, начальник контрольно-ревизионного управления Белкоопсоюза.

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter