Беби-бум, телемедицина и солнечный энергопарк: чем живет район, пострадавший от аварии на ЧАЭС

Брагин: новая надежда

Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года разделил нашу жизнь на до и после. Но время на месте не стоит. Пусть и медленно, но проблемные территории оживают и восстанавливаются. Люди возвращаются в некогда покинутые места, направилась вверх кривая рождаемости. Корреспонденты «Р» побывали в Наровлянском, Хойникском и Брагинском районах, чтобы посмотреть, чем живет их население в наши дни. Сегодня – первый рассказ о наших путешествиях.


Удивительно, но факт: городской поселок Брагин в прошлом году выбился в лидеры по естественному приросту населения в стране — 9,4 младенца на 1000 человек. В более точных цифрах это выглядит так: родились 74 младенца, а умерли 39 человек. В этом году небольшой населенный пункт тоже отличился: за последние три месяца там родилось больше всего детей, если сравнивать с другими регионами Гомельской области. О причинах демографического всплеска и жизни в современном городке узнавала корреспондент «Р». 

Многодетность в приоритете

Небольшой Брагин встречает свежими фасадами домов и заасфальтированными дорогами. Сегодня в поселке проживает чуть более 3800 жителей. Во всем районе — 11 777 человек. Путешествие начинаю с площади Ленина. Внимание приковывают памятник-бюст Василию Игнатенко и мемориал в виде арок и щитов с нанесенными на них названиями всех отселенных и прекративших свое существование населенных пунктов района. Брагинский — один из самых пострадавших от чернобыльской катастрофы регионов. Из 188 его населенных пунктов 54 отселены, 8 — захоронены. Напротив мемориала красуется танк Т-34 на постаменте — настоящий «фронтовик». Рядом — отремонтированный Дом культуры, в который не стыдно пригласить даже придирчивого гостя из столицы. 

Гостям здесь всегда рады. 

Городской парк с новым амфитеатром, современной детской игровой площадкой и Аллеей Героев. За ней — отреставрированное здание, в котором разместились средняя школа и гимназия. К слову, в школах всего района — 1660 учащихся, в детских садах — более 500 детей. Прикидываю: получается пятая часть от общего количества жителей. Совсем неплохо для района, который за несколько десятилетий потерял половину своих жителей. До апреля 1986 года здесь проживало почти 39 000 человек. 

Торжественное открытие автостанции после реконструкции состоялось в конце прошлого года. 

Взгляд выхватывает новые ограждения, ровные дороги города и свежие фасады многоквартирных домов. Поселок привели в порядок в прошлом году на выделенные из бюджета 31 миллион рублей. Сумму озвучивает начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства Брагинского райисполкома Сергей Приходько. И уточняет: в прошлом году в Брагине построили дом на 40 квартир, 30 из которых — для многодетных семей. Новоселье в этом году справят жители Комарина — там возводится 48-квартирный дом. Также построено 20 индивидуальных домов. Новостройки востребованы. В очереди на улучшение жилищных условий стоят 450 человек, из них 89 — отцы и матери многодетных семей. К 2020 году эту категорию граждан должны обеспечить жильем, уверяет Сергей Приходько. К слову, в Брагинском районе проживают 220 многодетных семей, в 14 из них воспитывают пять и более детей. 

Счастье в кубе

Ольга и Роман недавно в третий раз стали родителями. Всего месяц назад у их двоих сыновей появился младший брат. Матвей, Арсений и Гордей — три новые веточки в генеалогическом древе рода Тесленок. 

Ольга Тесленок: «Пока Матвей в школе, а Арсений в детском саду, мы с Гордеем принимаем солнечные ванны». 

Шестилетний Матвей — первоклассник. Ольга не скрывает: долго думали, стоит ли довольно рано отдавать первенца в школу. Но сын только и говорил, что об учебе. Сейчас любимый предмет мальчика — математика. А еще он с удовольствием поет, декламирует стихи и танцует. Иногда участвует в концертах в местном Доме культуры. Такой коктейль интересов, видимо, результат смешения генов. Папа — в прошлом культработник, мама — бухгалтер. Правда, по специальности Ольга работала недолго, до первого декретного отпуска. Потом открыла ИП и занялась парикмахерским делом. Модные прически и стильный макияж — ее дело. Но сейчас молодая мама приостановила деятельность: с младенцем на руках не поработаешь. 

Четырехлетний Арсений во всем ориентируется на брата. Даже намного раньше научился разговаривать. 

— Авторитет Матвея настолько высок, что Арсений осенью собирается в школу, а не в детский сад, — смеется Ольга.

В средней школе и гимназии Брагина учатся почти полтысячи детей. 

Гордею до подобных увлечений далеко — он пока тихо посапывает в кроватке. Вообще, в семье изначально планировали двоих детей — мальчика и девочку. А получилось три мальчика, чему родители несказанно рады. 

Возможности растить и воспитывать детей здесь есть. Детский сад, школа, гимназия, стадион, детско-юношеская спортивная школа. К тому же и пособие по уходу за ребенком здесь в полтора раза выше, чем по стране, за счет так называемых чернобыльских доплат. 

Чем раньше, тем лучше

Рожать жительницы Брагина едут в Гомельский либо Речицкий роддом. Главный врач Брагинской ЦРБ Игорь Киреня приводит пример: в первом квартале этого года здесь самый высокий уровень рождаемости в Гомельской области. Такой всплеск — за счет второго и третьего ребенка в семье. 

Захожу в поликлинику. Во второй половине дня пациентов очень мало. Может, и потому, что вся территория района, учитывая его растянутость на 110 километров, опутана сетью медучреждений — от ФАПов до амбулаторий общей практики. По графику приема врачей вижу: узких специалистов полный комплект. Хотя в кадрах, как и в любой другой больнице, здесь нуждаются. Сегодня, например, требуются врачи общей практики, функциональной и ультразвуковой диагностики, отоларинголог и педиатр. 

Инфокиоск для заказа талона, электронные амбулаторная карточка пациента и рецепт — информационные технологии не обошли стороной это медучреждение. Работает здесь система телемедицинских консультаций с коллегами из Гомельского областного клинического кардиологического центра и РНПЦ радиационной медицины и экологии человека. В эти медучреждения также отправляют пациентов, которым не могут помочь на районном уровне. 

Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи Оксана Шевченко. 

— Наша главная задача — качественная диспансеризация населения, — уточняет Игорь Киреня. — Мы ее проводим с 1986 года. 

Что касается онкологических заболеваний, то структура общей заболеваемости от других регионов страны не отличается. Да, в течение нескольких лет после аварии фиксировался всплеск рака щитовидной железы. Но в последнее время заболевание не выявляют. Более того, УЗИ щитовидной железы входит в обязательное обследование каждого жителя района.

О солнечном парке и сельском хозяйстве

Немного об экономике. Чуть более 6000 жителей района — трудоспособного возраста. Две трети работают в организациях и на предприятиях, треть занята в предпринимательстве — открыли магазины, ателье по ремонту обу­ви и одежды, парикмахерские, службу такси, шиномонтаж и рекламные агентства. Особенно похвастаться нечем. Из крупных инвестиционных вложений в район — строительство солнечного парка недалеко от деревни Соболи. Электрической энергии, вырабатываемой от естественного солнечного излучения, должно хватить на весь Брагинский район. Объем иностранных инвестиций — 22 миллиона евро. 

Детей в небольшом поселке можно встретить везде. 

А вот агропромышленный комплекс района сохранился. И он, по мнению председателя Брагинской районной организации Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса Виктора Балобана, довольно успешно развивается. Сегодня здесь 7 вало­образующих сельскохозяйственных предприятий. Зерно, картофель, кукуруза, молоко, мясо — вот основная их продукция. 

Классный руководитель 1-го  «В» Брагинской средней школы Светлана Будник найдет подход к каждому своему ученику. 

Как рассказывают старожилы, до аварии на ЧАЭС Брагинский район был одним из самых перспективных в стране. Например, богатые черноземом земли давали возможность выращивать самые разные культуры. Впрочем, равняться успехами на 1980-е годы сегодня не совсем корректно. Хотя бы потому, что в 1990-е годы объемы агропромышленного производства упали. И дело не только в последствиях катастрофы, но и в общем экономическом кризисе, который тогда опутал отрасль. Плюс за последние тридцать лет колхозы и совхозы объединялись и меняли форму собственности. Количество работников в сельском хозяйстве, опять же, существенно сократилось.

— Сейчас в нашей организации — около 1400 человек, — приводит цифры Виктор Балобан. — До аварии на ЧАЭС и сразу после нее в профсоюзах состояли 12,5 тысячи человек. Вот и считайте. 

Учащиеся детской школы искусств получают престижные награды на различных конкурсах. 

Самое негативное, пожалуй, последствие — резкое сокращение посевных площадей. В 1986 году площадь сельхозугодий составляла более 102 тысяч гектаров, из них 45 тысяч гектаров пашни. Сегодня — более 55 тысяч гектаров и почти 31 тысяча гектаров соответственно. 

Виктор Балобан уверен: слухи о загрязненных землях сильно преувеличены. Он сам выращивает картофель, томаты и держит поросенка. Грядки и живность у него были всегда, даже после аварии на ЧАЭС. Главное — регулярно проверять качество продукции из личного подсобного хозяйства. Чем, в общем-то, и занимаются сотрудники лабораторного отдела местного центра гигиены и эпидемиологии. 

К слову, три десятка лет назад мама Виктора Ивановича, когда тот служил в армии, попала под отселение. Однако вернулась в Брагин, где и живет по сей день.

misnik@sb.by

Фото Владимира ШЛАПАКА, Ольги ПОЛЕЩУК и из архива семьи ТЕСЛЕНОК 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter