Где можно найти последний в Беларуси храм рыцарей Мальтийского ордена

Божия Матерь приземлилась в Столовичах

Где можно найти последний в Беларуси храм рыцарей Мальтийского ордена, что украл князь Радзивилл и какие еще тайны хранят древние стены


Церковь имени Святого Александра Невского в агрогородке Столовичи Барановичского района — место не только святое и намоленное. Это еще и своего рода исторический «раритет». Единственный в своем роде в Беларуси архитектурный памятник. В первую очередь из-за того, что изначально был возведен храм Командории Мальтийского ордена. Кроме Столовичской церкви, культовых сооружений этого ордена в Беларуси больше нет.

И вот явилось чудо

До этого мне не раз приходилось бывать в Столовичах. И всегда, увидев церковь, смотрю на нее, как впервые. Невозможно отвести взгляд, да и не хочется. Красота и величественность культового сооружения завораживает. Так произошло и на этот раз.

Для верующих добраться к храму не составляет проблем. Автобусная остановка в Столовичах буквально в двух шагах от него. Силуэт храма хорошо виден издалека. Как только вышел из автобуса, набираю номер настоятеля храма — он согласился провести для меня экскурсию и поведать о загадках и тайнах, которые скрывают стены древнего строения.

Священник Федор Бельчицкий в Столовичах с 2004 года. За время его пребывания в храме в качестве настоятеля многое изменилось. Главное — удалось начать ремонт. Священник открывает передо мной большие двери храма. Первое, о чем заговорил отец Федор, — одна из церковных реликвий, с которой связана чудесная история: 

— В день Рождества Христова в 2001 году в храме во имя Александра Невского явилось чудо мироточения запрестольной иконы Божией Матери «Знамение». Накануне Светлого Христова Воскресения, во время вечерней службы, образ воссиял ярким светом и обновился. Цвета стали выразительными, а нимб из оранжевого цвета превратился в светло-желтый. Почти все шероховатости на иконе исчезли, а сама она стала блестеть. Владыка архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан велел вынести икону из алтаря и сделать для нее киот. К сожалению, об этом чуде знают только жители местечка.

Сын Сиротки — вор?

Как я узнал только сейчас, в 1596 году Столовичи купил Николай Христофор Радзивилл Сиротка. Тогда-то все и «закрутилось». Новый хозяин, недолго думая, возвел здесь за свой счет небольшую деревянную часовню. На этом, правда, его активность в местечке сникла. И только сын Сиротки — Жигимонт Кароль Радзивилл — в бывших владениях своего отца оставил куда более значительный материальный след.

Во время учебы в Италии Кароль вступил в рыцари старейшего в мире Мальтийского ордена (Ордена иоаннитов). Они охраняли тогда Средиземноморье от турок и пиратов. Несколько позже, когда надобность в защите земель с оружием в руках отпала, иоанниты стали заниматься просвещением. В 1609 году с разрешения великого магистра Кароль Радзивилл открыл командорство этого ордена… в Столовичах.

— В 1639 году в местечке на месте некогда построенной деревянной часовни возводится каменная — так называемая Лоретанская. В своих целях ее используют именно иоанниты. В ней впоследствии будет обретаться знаменитая скульптура Божией Матери, привезенная из Италии Каролем Радзивиллом Сироткой, — делится Федор Бельчицкий. 

Легенда о том, как ему удалось добыть эту святыню, дошла и до наших времен. Сиротка много путешествовал по свету и, очутившись в Италии, услышал немало историй о том, что скульптура Божией Матери из Лоретанского костела сотворила немало чудес. Радзивилл загорелся желанием увезти ее в свои края во что бы то ни стало. Он договаривается с местными священнослужителями, что заплатит за скульптуру золотом ровно по ее весу. И все бы ничего, но когда на одну чашу весов положили Божию Матерь, а на другую — золото, монета за монетой, чаши весов не двигались. Даже когда золота на чаше стало больше, весы оставались без движения. История умалчивает, был ли это подвох со стороны итальянских монахов либо весы элементарно сломались. Тем временем Сиротка сообразил, что купить эту статую он не сможет. И тогда князь, не собиравшийся отступать от намерений, решил скульптуру увезти тайно. Попросту умыкнул. Однако в пути Радзивилла настигла погоня. Как не очутиться вмиг в центре европейского скандала? Князю ничего не остается, как отдать монахам все золото, что было у него с собой. Те в ответ проявили невиданное великодушие и оставили статую Божией Матери магнату.

Символ эпохи

Настоятель показывает мне старые фотографии и вырезки газетных публикаций о церкви:

— Еще до смерти Кароля Радзивилла в Столовичах открыли первое в Восточной Европе командорство Мальтийского ордена. Но здесь была всего лишь каменная часовня, построенная еще при Радзивиллах. Новый владелец деревни Михал Домбровский задумал возвести на этом месте костел в стиле виленского барокко и поручил эту работу знаменитому итальянскому архитектору Иосифу Фонтана III. Он-то и стал автором проекта костела, самолично руководил начальной стадией работ. По его замыслу каменную часовню должны были включить в интерьер храма. К этому подошли с умом: построили так, что часовенка осталась нетронутой, просто находилась теперь как будто в саркофаге.

Строительство костела длилось шесть лет. Только-только заложили фундамент, как Иосиф Фонтана умер. Прошло время, пока ему нашли замену. Но какой она была! Иоганн Кристоф Глаубиц, знаменитый литовский зодчий, создатель и главный представитель виленского барокко, берется за дело. Нужные слова сказаны, деньги заплачены, и Глаубиц собственной персоной является в Столовичи. Он продолжает то, что начинал еще Фонтана. Два года кропотливой работы над внешним обликом храма и еще три — отделочных работ. Только в 1746 году костел предстает в своем завершенном виде. 

Суровые и величественные очертания храма-гиганта станут символом местечка уже навсегда. Богатая внутренняя отделка с настенной лепкой, в центре которой голова Иоанна Крестителя на блюде, и роскошное храмовое убранство поражали воображение прихожан. Но жемчужиной костела оставалась все та же Лоретанская Божия Матерь — скульптура из букового дерева чуть больше одного метра в высоту, с таким трудом добытая Радзивиллом Сироткой в заморских краях.

Куда исчезли купола?

История мчалась дальше. В 1868 году на деньги местного правительства костел переоборудовали, чтобы переосвятить его в православную церковь. Храм изменился: внутри установили иконостас, на крыше появились пять куполов и колокольня. Настоятель вспоминает:

— Я изучал дело о закрытии: формат А5, достаточно сухой язык делопроизводства, также реестр ценностей храма. Сейчас этот документ хранится в местном костеле, в церкви нет даже копии. Там же стоит и Лоретанская мадонна. Католики говорят, что это оригинал. Однако в народе ходили слухи, что подлинник давно пропал (когда и куда, неизвестно), а это всего лишь копия. Кстати, куполов на церкви сегодня нет, зато есть несколько версий их исчезновения.

Кто-то считает, что купола исчезли еще до воссоединения Западной Беларуси и БССР. Но отцу Федору эта версия кажется нелепой, потому что есть фотографии 1939 года, на которых купола как раз-таки запечатлены. По второй версии, «луковицы» были демонтированы во времена советской власти. Также есть мнение, якобы во время войны в один из куполов попал снаряд, восстановить его в советские годы было невозможно, а чтобы исключить диссонанс, убрали и все остальные. 

У отца Федора есть и своя версия событий. По ней, купола при возведении делали облегченными, но придали вид монументальности. Во времена советской власти они обветшали, начали разваливаться, и их попросту убрали. А не восстановили по простой причине: чтобы церковь выглядела уныло и людям не хотелось сюда идти. 

— Как и что было на самом деле, доподлинно никто не знает. Мы, в свою очередь, исследовали всю кровлю и пришли к выводу, что купола не могли быть тяжелыми, потому что на их месте нет ни остатков раствора, ни старой кладки. А ведь они выглядели величественными и огромными — в византийском стиле, с колоннами, полуарками. Сегодня, прежде чем задумываться об их восстановлении, нужно детально все исследовать.

«Подретушировать свои душевные храмы»

Отец Федор ведет меня по церкви. Справа от алтаря виднеется дверца.

— Это Никольский храм, там мы тоже иногда совершаем богослужение, чаще всего — в зимнее время, потому что там теплее. Кстати, в исторических источниках он именуется как «теплый».

Справа и слева лежат стройматериалы, висят колокола, которые в скором времени вернут на их законное место. Рядом — кресты, их тоже собираются водрузить на фасад здания вместо старых.

Мы заходим в помещение, расположенное слева от алтаря. Сейчас здесь холодно и пусто, но в перспективе собираются открыть воскресную школу. В комнате есть еще одна дверь — именно она ведет в старую часовню, которая стала основой строительства храма. Мы заходим туда, и священник включает свет. Помещение похоже на монастырскую келью. Вентиляционные отдушины в стенах и потолке, а в самом центре часовни — ниша, где когда-то стояла скульптура Лоретанской мадонны. 

Помолчав немного, настоятель продолжает:

— После того как храм был переосвящен в православный, сюда все равно мог прийти поклониться любой верующий: православный, католик. Все приходили и с верой просили, а после по своим молитвам люди получали исцеление. В знак благодарности те, кто исцелился, приносили украшения, а также фигурки в виде тех частей тела, которые были излечены. Кто побогаче — золотые, серебряные. Но там есть и дешевые чеканки из простого металла. Это говорит о том, что Бог помогает всем, не глядя на статус в обществе. Правда, сохранилось мало фигурок…

Сегодня в церкви идет капитальный ремонт. Кое-где поменяли окна, подштукатурили и подлатали наружную сторону одной из стен. Отец Федор итожит:

— Пока обновили крышу, ведь она раньше протекала, восстановили стропильную систему. Делаем крепления для колоколов. Но, к сожалению, работа идет медленно. Благо еще, что стены крепкие и пол хорошо сохранился. Помогают прихожане. Стараемся привести храм в божеский вид теми силами, которые есть. Жизнь такова, что сегодня не все могут позволить себе благотворительность. Для того мы в церкви и молимся, чтобы остальным людям было хоть немножко легче. Молимся за всех, кто живет здесь, чтобы Господь помогал, укреплял их, чтобы они являли образ Божий. Иногда они теряют этот образ. Ведь каменные храмы строятся быстро, а вот храм души нужно созидать всю жизнь. Все во власти Божьей, и, может быть, чтобы сегодня выжить, нам нужно сплотиться, стать чище и лучше, восстановить, подретушировать свои душевные храмы.

Сергей СОЛОНКЕВИЧ

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter