Бояться, право, не грешно

Недавно психологи опубликовали самый полный список человеческих страхов - фобий.
Недавно психологи опубликовали самый полный список человеческих страхов - фобий. Люди боятся не только грозы, мышей, пауков или дорожного движения,

но и кур, длинных слов и запора. И похоже, что каждому из нас есть чем дополнить этот длинный список.

В современном мире непросто прожить, страдая боязнью электричества. Моя 45-летняя знакомая знает это лучше других. Каждый раз, когда она оказывается поблизости от какого-либо электроприбора, пусть даже это будет просто выключатель, ее охватывает ужас и желание куда-нибудь убежать. А во время грозы она буквально теряет сознание от страха. Но за долгие годы она сумела приспособиться к своей фобии. Например, когда нужно открыть холодильник, она надевает резиновые тапочки. С наступлением вечера она сидит в темноте и ждет, пока кто-нибудь войдет в комнату и включит свет. Она даже опасается принимать душ: вдруг муж случайно войдет в ванную с электробритвой...

Эта болезнь называется электрофобия. В списке фобий она располагается рядом с эйсоптрофобией (боязнью зеркал) и эреутрофобией (боязнью покраснеть). Это лишь немногие из фобий на "э". А всего в списке более 500 различных фобий, включающих в себя фобии разнообразных животных (от мышей до быков), людей (китайцев, красивых женщин, лысых мужчин и прочее), природных явлений (от восхода солнца до северного сияния), определенных мест (мостов, домов, кладбищ), действий или ситуаций, а также отдельных предметов (книг, часов, велосипедов и т. п.).

Среди фобий есть совершенно экзотические, как, например, боязнь клоунов или выдр. А есть и очень распространенные - вроде акрофобии (страх высоты), клаустрофобии (боязнь замкнутого пространства) и агорафобии (панический страх выйти из дома). К довольно распространенным относится также гемофобия (страх крови), которая у некоторых людей достигает такой интенсивности, что они теряют сознание даже от фигурального оборота "сказал как отрезал", одно время часто звучавшего в телевизионной рекламе.

За океаном, где забота о душевном здоровье граждан превратилась в навязчивую идею, количество больных разными фобиями оценивают в 50 млн. У нас больных, может, и не меньше, но их никто не считал. Диагностика фобий затрудняется тем, что многие человеческие страхи кажутся вполне оправданными: разве не разумно опасаться аварии на оживленной автомобильной трассе и разве не опасно летать на самолете в грозу?

С другой стороны, многие из тех, кто считает себя страдающими фобией, на самом деле испытывают обычную неприязнь к тем или иным предметам или ситуациям. Например, в последнее время стало модно говорить о компьютерной фобии. Но те, кто считает компьютер порождением дьявола или иногда в припадке ярости пытается разбить зависший компьютер молотком, вовсе не больны. А те, кто брезгует лишний раз заходить в видавший виды лифт со сломанными кнопками, вовсе не страдает клаустрофобией. Разница между нормальным страхом и болезненной фобией в том, что с фобией практически невозможно справиться. Попав в ситуацию, запускающую болезненную реакцию, человек покрывается холодным потом, начинает задыхаться, у него появляется тахикардия и непреодолимое желание бежать куда глаза глядят.

Эти ощущения настолько неприятны, что больные пускаются на самые невероятные уловки, чтобы их избежать...

Согласно последней классификации психических болезней, фобии делятся на три основные категории: социальные фобии, агорафобии и простые фобии. Простыми называют фобии отдельных предметов, действий или ситуаций. В научной литературе описано огромное количество простых фобий, начиная от страха крови и заканчивая фобией числа 8. Как правило, они носят ассоциативный характер и связаны с какой-то травмирующей ситуацией, в которой появлялись эти предметы.



Американский психолог Скиннер еще в 20-е годы провел следующий эксперимент. Он искусственно создал у 8-месячного младенца страх перед кроликами. Когда ребенку впервые показали живого кролика, он нисколько не испугался, а, наоборот, заинтересованно протянул к нему ручки. Но когда кролика показали во второй раз, позади с грохотом уронили поднос. Ребенок испугался и заплакал. После этого каждый раз, когда ребенку показывали кролика, он начинал реветь.

Вторым этапом эксперимента было отучение младенца от этой фобии. Кролика стали показывать издалека и в тот момент, когда ребенок уже собирался зареветь, давали ему бутылочку с едой. Во время еды плакать сложно, и ребенок постепенно успокаивался. Через несколько сеансов такой терапии ребенок смог играть с кроликом и ему уже не требовалась для успокоения бутылочка.

Социальной фобией называют страх оказаться в центре внимания других людей, страх испытать стыд или унижение в результате собственного неловкого поведения. Например, 50-летний пациент постоянно говорил о том, что его мечта - жениться и иметь семью. Однако он так боялся быть отвергнутым, что эта его мечта так и не осуществилась. Однажды, после нескольких лет терапии, он все-таки пригласил даму на свидание. На следующем сеансе он рассказал, как хорошо провел время со своей новой знакомой. Но на вопрос терапевта, договорились ли они о следующем свидании, ответил: "Она была так добра ко мне. Но я ведь понимаю, доктор: милостыню дважды не подают".

Для таких пациентов проблемой является не просто низкая самооценка, а настоящий ужас, который они испытывают в присутствии других людей, ужас, вызывающий сердцебиение, дрожь, головокружение и тошноту. Чаще всего невыносимым является присутствие большого числа людей. Они избегают массовых собраний, приемов и вечеринок. Постепенно, по мере прогрессирования заболевания, круг общения таких пациентов все сужается и они становятся все более и более изолированными.

Кстати, по мнению некоторых современных исследователей, большинство фобий имеет физиологическую природу, а вовсе не вызвано психологическими причинами. Это подтверждается, например, тем, что однояйцевые близнецы, разлученные в детстве и воспитанные в совершенно различных условиях, иногда страдают одинаковыми фобиями. На наследственную природу некоторых фобий указывает и то, что многие люди боятся того, с чем им практически не приходится сталкиваться в современной жизни. Например, Михаил, студент, страдает фобией змей. В школе он даже склеил страницы в учебнике зоологии, чтобы его взгляд случайно не упал на изображение змеи. Ему часто снятся кошмары, в которых он видит себя сидящим в кино или на стадионе и к нему внезапно приближается огромная змея. "Это странно, - говорит Михаил, - поскольку в жизни мне ни разу не довелось увидеть ни одной змеи".

Действительно, большинство фобий совершенно иррациональны. Хотя огромное число людей гибнет в автокатастрофах, фобии автомобилей встречаются гораздо реже, чем страх перед крысами или пауками, которые редко причиняют человеку какой-либо вред.

По мнению сторонников наследственного происхождения фобий, это легко объяснить: на протяжении тысячелетий нашим предкам удалось выживать только благодаря тому, что они умели избегать грозящих им опасностей: диких животных, ядовитых змей и насекомых, молний, ранений. Именно с этими древними опасностями, угрожавшими человечеству на протяжении большей части его истории, связаны наиболее распространенные фобии: страх перед животными, боязнь высоты и темноты, страх крови и ранений. Что же касается более современных опасностей - таких, как автомобили и самолеты, - то страх перед ними еще не успел закрепиться у человека на генетическом уровне. Конечно, по мере появления новых опасностей развиваются новые фобии: например, после атомных взрывов появилась радиофобия - боязнь радиоактивного излучения. Но большинство фобий человек унаследовал от своих далеких предков, и от них трудно избавиться, несмотря на то что ни змеи, ни дикие звери горожанам больше не угрожают.

Поэтому, кроме тренировки в "полевых условиях" (что-то вроде описанной ситуации с кроликом), больным фобиями рекомендуют пересмотреть свои взгляды на жизнь и научиться более конструктивному мышлению. Тому, кто убежден во враждебности окружающих людей, терапевт помогает вспомнить случаи бескорыстной помощи со стороны других. А человеку, который считает себя никчемным и беспомощным, советуют вспомнить ситуации, в которых он проявил самостоятельность и компетентность.

Досье

Царь Петр Великий всю жизнь страдал акарофобией (боязнью насекомых) и был не в состоянии нормально работать в больших помещениях с высокими потолками, что свидетельствует о склонности к экофобии в сочетании со спацефобией (боязнь своего дома и боязнь пустых пространств). Сохранившийся до сих пор домик Петра в Петербурге интересен сделанным по требованию царя низким фальшпотолком, подвешенным к высокому настоящему и создающим эффект "уютной шкатулки".

Писатель Николай Гоголь страдал тафефобией (боязнь быть заживо похороненным).

Этот страх был столь мучителен, что он неоднократно отдавал письменные поручения друзьям хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения. Помимо этого, Гоголь с 30 лет страдал патофобией, более известной как ипохондрия (страх перед разнообразными болезнями).

Художник Михаил Врубель болел калигинефобией (страх перед женщинами, которые ему нравились). В студенческие годы изрезал себе ножом грудь после неудачного романа. Отчаянно робея перед предметами своей романтической влюбленности, он в то же время легко прибегал к услугам проституток. От одной из них он и заразился сифилисом, который в конце концов привел его к безумию и потере зрения.

Император Наполеон Бонапарт болел гиппофобией (боязнь лошадей), осложненной лейкофобией (боязнь белого цвета).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter