Бояре в Боярах не живут

В КОНЦЕ XXI века в Боярах, как свидетельствуют архивные источники, проживали 78 человек. За столетие число жителей сократилось больше чем наполовину. И в 2000 году местных осталось всего 30 человек, а сейчас — 18. Как и в любое небольшое селение, летом приезжают сюда дачники, внуки навещают бабушек и дедушек. А вот ближе к зиме на нескольких бояровских улицах — тишина. Только автолавка нарушает привычное спокойствие да изредка соседи заходят друг к другу в гости…

В небольшом селении в Кореличском районе когда-то обитал князь Зубатый, а сейчас – сельчане и дачники

В КОНЦЕ XXI века в Боярах, как свидетельствуют архивные источники, проживали 78 человек. За столетие число жителей сократилось больше чем наполовину. И в 2000 году местных осталось всего 30 человек, а сейчас — 18. Как и в любое небольшое селение, летом приезжают сюда дачники, внуки навещают бабушек и дедушек. А вот ближе к зиме на нескольких бояровских улицах — тишина. Только автолавка нарушает привычное спокойствие да изредка соседи заходят друг к другу в гости…

Одиноких в поселке нет

Бояры — один из восьми населенных пунктов Лукского сельсовета. Деревня буквально спрятана среди деревьев. Когда едешь по извилистой дороге, не сразу понимаешь, что рядом поселок. И только после крутого поворота показывается табличка «Бояры».

— Это одна из самых маленьких деревенек нашего сельсовета. Сейчас там проживают только два трудоспособных человека, остальные пенсионеры, — рассказывает председатель Лукского сельсовета Людмила Волчек. — Ближе к зиме в поселке вообще мало людей, поскольку бабушек и дедушек на холодное время года забирают в город дети.

— А одиноких стариков в Боярах нет?

— В этой деревне нет — у каждого есть родственники, которые навещают, помогают по хозяйству. А вот на территории сельсовета одинокие пожилые люди есть, но мы их не оставляем без присмотра. В Луках располагается районная больница сестринского ухода на двадцать пять мест. Вот там стараемся размещать одиноких людей, чтобы за ними ухаживали, была какая-то поддержка, — пояснила Людмила Ивановна.

Дачники уже уехали

Незаметно подъезжаем к Боярам. Можно предположить, что летом селение просто утопает в зелени. Но сейчас среди серых деревьев красок поселку добавляют лишь разноцветные дома. Подъезжаем к одному из них — дверь закрыта. Из соседнего дома навстречу выходит Мария Бурчук.

— Тут дачники живут, уехали уже все. Давайте я вам помогу.

— А про деревню рассказать можете?

— Чтобы про деревню нашу узнать, нужно идти к бабе Нине. Она у нас самая старшая жительница. Уже скоро девяносто стукнет! Что тут при поляках творилось, до сих пор помнит. Подождите, сейчас валенки надену, телевизор выключу и покажу, где ее дом.

Мария Ивановна не здешняя. Жила раньше в соседней деревне, поэтому мало что про Бояры может рассказать. О том, что переехала в этот поселок, не жалеет — нравятся ей здешние места.

— Живописная у нас летом деревенька. Жалко, что людей мало осталось — пенсионеры только, — говорит она. — Да и нет уже ни магазина, ни почты. Молодые едут в большие деревни, как агрогородок Луки, или вообще в городе остаются. Там и работа есть, и людей больше.

Под властью Польши

Подходим к желтому дому на окраине поселка. На пороге — Нина Яковлевна Пискун. Только зашли, как в дверях показалась еще одна местная жительница — Мария Зусько.

— Увидела, что незнакомые к Нине идут, вот и решила проверить, — объясняет свой визит женщина.

— Ну садись с нами, послушай истории, — приглашает хозяйка.

Нина Яковлевна живет в Боярах, сколько себя помнит. Говорит, что не выезжала никуда: времена были не те, чтобы путешествовать. Про родную деревню может говорить часами. Знает историю селения, причем многое — из рассказов своей мамы.

— Мама рассказывала, что переехали сюда в 1919 году в маленький дом (не в этот, правда, в котором сейчас живу). Отец тогда был в армии Буденного, — вспоминает баба Нина. — Ну а потом деревня была под властью Польши. Я даже окончила четыре класса в польской школе. Только такое образование и успела получить…

Учились же в основном для галочки, больше работали: за домашним хозяйством смотрели да выполняли так называемую повинность.

— Как сейчас помню, у нас в хозяйстве было три коровы, два коня и еще участок, который засаживали картошкой, свеклой. Только так прокормиться и можно было. Много работали на поляков. Помню, как прокладывали дорогу тут в поселке. Собирали камни, песок на конях возили. Душили они нас этими работами… Однажды видим: летит самолет, вдруг начинает потихоньку снижаться и что-то на землю выбросил. Смотрим: карта и  надпись: «Белорусы, мы занимаем Беларусь». А подпись — «Советский Союз…»

Война не прошла бесследно

Когда пришли Советы, то молодежь из Бояр приняли в комсомол. Многих отправили на учебу в Кореличи, чтобы получали образование и осваивали рабочие профессии. Среди таких была и Нина Пискун — поехала учиться на агронома.

— Еще когда меня отправляли, сестра плакала и говорила, чтобы я не ехала. Мол, немцы уже под Брестом, и даже границу перешли. И все же я поехала в город, пробыла там всего два месяца. Жила на съемной квартире… А потом началась война.

Вернулась Нина Яковлевна в родную деревню, а куда деваться. Вернулись и многие другие. Когда немцы пришли в Бояры, начали искать всех, кто вступил в комсомол, был партийным. Пытались найти и партизан. Такие поиски уже проходили в соседних деревнях. То и дело долетали слухи: в одной деревне убили семь человек, в другой — пять. Не прошла война бесследно и для Бояр — унесла она жизни двенадцати местных жителей.

— Тогда так и было: день проживешь — и хорошо. Днем в Боярах была немецкая власть. Ночью  власть была у партизан. Они приходили и расспрашивали, к кому немцы заходили да что слышно, — поясняет Нина Яковлевна.

Уже после войны она вышла замуж, родила троих сыновей — Толю, Мишу и Володю. Все силы уходили на работу на земле, на которой также трудились и муж, и дети. Сейчас баба Нина живет одна — хозяин дома ушел из жизни тринадцать лет назад.

От колхоза имени Сталина до хозяйства «Луки»

Спустя три года после победы в Великой Отечественной в Боярах появится колхоз имени Сталина. В состав Лукского сельсовета поселок войдет в 1958 году, тогда же хозяйство соединится с местным колхозом. В 1994 году он и получил название «Луки». До сих пор деревня находится в составе Лукского сельсовета. Из агрогородка ездит сюда автолавка.

— Приезжает два раза в неделю — во вторник и пятницу. Все, что нужно из продуктов, там есть. Работает автолавка и по заявкам. Если попросим что-нибудь, то обязательно привезут, — рассказывает Мария Зусько. — На качество продуктов не жалуемся. Хлеб свежий возят, печенье и конфеты разные.

Радует Марию Зусько и то, что с медицинским обслуживанием проблем нет.

— По мере необходимости обращаемся в больницу. Никогда не отказывают в помощи. Да и фельдшер к нам часто приезжает.

За поселком закреплена патронажная медсестра и фельдшер из Асташинского ФАПа, который расположен в трех километрах. У каждого сельчанина дома есть телефон для связи.

— Иногда и я на вызовы езжу. А в начале осени все сельчане прошли медицинское обследование. Кому нужны были капельницы или лечение, все сделали. Чтобы жители Бояр смогли добраться до участковой больницы, даже выделили автобус, — рассказывает заведующая Асташинским ФАПом Юлия Сивая. — Скоро поеду в Бояры делать желающим прививки от гриппа.

Развлечение – телевизор и разговоры

Размеренно и спокойно идет жизнь в Боярах. На улице просто так зимой едва ли кого встретишь. Проходит, правда, через поселок трасса — так что неудивительно, что чаще здесь увидишь незнакомую машину или автобус.

— Добраться из Бояр до города тоже не проблема. Почти ежедневно через деревню ходят автобусы — можно уехать в Кореличи, Барановичи и даже Минск. Наверное, только дня два автобусов нет, — отмечает Мария Зусько.

На этих вот автобусах да машинах и приезжают сюда дети местных жителей — многие уже со своими семьями. В основном бывают летом, когда здесь раздолье. А вот по осени да зимой заезжают, чтобы только привезти необходимое из города или помочь по хозяйству.

— Внуки редко бывают. Когда были маленькими, то часто в гости приезжали. Все лето тут проводили, а сейчас у каждого свои заботы, — загрустила Нина Пискун.

— Да не грусти, — подбадривает ее Мария Бурчук. — Что им тут делать? Только старики и остались. А в городе веселее. Там и людей много, и сходить погулять есть куда…

— Мы вот так соберемся иногда, поговорим, кино посмотрим, — дополняет Мария Зусько. — Вот и все наши развлечения. Друг для друга мы и собеседники, и поддержка, и помощники.

Версий же, почему именно так назвали деревню, оказалось три. Две из них написаны в книге «Памяць». «Название происходит от фамилии Бояр или названия служащих еще во времена Великого Княжества Литовского — бояр. Позднее, в XVII—XVIII веках, боярами называли крестьян, которые за свою землю выполняли у помещика определенную работу или платили денежный налог. Возможно, Бояры — деревня, в которой жили такие люди», — говорится в издании.

— Про фамилию ничего сказать не могу, не знаю я Бояр. А вот работали на пана раньше, за землю платили, — поясняет Мария Бурчук.

Есть у местных жительниц и третья версия происхождения названия поселка.

— Раньше эти земли находились во владении князя Зубатого. Был у него парубок Борис. Князь к нему как к сыну относился. А потом и решил назвать деревню в его честь. Так появились Бояры. С тех пор никто и не менял названия. Ну а мы привыкли, да и название красивое.

В ТЕМУ

Заместитель председателя по идеологической работе СПК «Луки-Агро» Михаил ПАРФЕНКО:

— Хотя деревня и маленькая, но вся необходимая помощь сельчанам оказывается. Автолавка приезжает два раза в неделю. Почтовое обслуживание закреплено за соседним сельсоветом — газеты и пенсии доставляются Циринским отделением связи. Бояры находятся рядом с агрогородком Цирин, поэтому оттуда почтальону ближе добираться. Пенсии сельчанам приносят домой. Жители деревни через почтальона оплачивают коммунальные платежи. За поселком закреплены патронажная медсестра и фельдшер из Асташинского ФАПа. А вот «скорую помощь», если понадобится, направляет амбулатория общей практики, которая находится в агрогородке Луки. Не оставляем сельчан без помощи и зимой, когда образуются снежные заносы. Расчищаем снег техникой хозяйства.

Наталья БОРИСОВЕЦ, «БН»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter