Бой с «тенью»

В Правительстве в очередной раз задумались над тем, как вывести деньги из «тени»...
В Правительстве в очередной раз задумались над тем, как вывести деньги из «тени». На прошлой неделе в фокусе внимания оказались «конвертные» зарплаты. Отбелить «серые» платежи и перечислить в казну недополученный подоходный налог намерены налоговики, Минтруда и Комитет госконтроля. Коллективный энтузиазм госорганов понятен — в условиях новых цен на энергоносители каждая копейка на счету; дополнительные доходы в бюджет, откуда бы они ни поступили, будут только кстати. Однако хорошо известно, что бой с «тенью» никогда не был легкой прогулкой...

Невидимый калькулятор?

Для того чтобы двигаться вперед, нужна карта. Признаться, было бы любопытно узнать примерный масштаб «серых» выплат. В Минэкономики называют цифру «от 3 до 7 процентов» (столько зарплат, по мнению специалистов, выплачивается «всерую»). Однако это не более чем экспертные оценки. Специального исследования на этот счет, признают в Министерстве труда, не проводилось. Правда, отдельные факты позволяют говорить о том, что количество вращающихся в экономике «конвертов» существенно. Но более или менее точные суммы или количество получателей «серых» денег и Минтруда, и налоговые органы называть воздерживаются.

Понятно, посчитать то, что скрыто от глаз, — задачка не из легких. Но попытаться, пожалуй, стоит. В России, например, ВЦИОМ по заказу Пенсионного фонда недавно провел анонимный соцопрос и получил весьма любопытные результаты: 27 из 100 работников получают «серые» и «черные» деньги. При этом авторы опроса уточняют: 9 процентов получают «в конверте» всю зарплату, 18 — часть по ведомости, а часть — сверху «конвертным» налом. Получается, что оборот нелегальных зарплат подобен снежной лавине. «А что такое неучтенная наличка? Это значит, что реализована какая–то продукция, которая не отражена в бухгалтерии, значит, не уплачен налог с прибыли, таможенные платежи. Если предприниматель или фирма платит своим работникам зарплату в «конвертах» — это косвенный сигнал о том, что весь бизнес идет не вполне чисто», — комментирует заместитель начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Минску Михаил Рассолько.

О теневом обороте на российском рынке местные аналитики (совместно с минфином) слагают элегии. Российский бюджет из года в год недобирает миллиардные суммы. Однако потери фискалов по налогу на прибыль, НДС и подоходному налогу перекрывает обильный поток нефте– и газодолларов, который приносит умиротворяющий сердце чиновников профицит.

В Беларуси в отсутствие мощных сырьевых источников наполнения казны выуживать деньги из «тени» — задача более чем актуальная. Пусть эта тень, по оценкам экспертов, и не такая длинная, как в России.

Кто виноват?

Вопрос с вполне экономическим подтекстом и, как оказалось, далеко не однозначный. По мнению Анатолия Садовничего, директора департамента госинспекции труда Министерства труда и социальной защиты, зарплаты «в конверте» не правильно квалифицировать только как махинации со стороны нанимателя. «Нельзя рассматривать работника только в качестве потерпевшей стороны, — говорит Садовничий. — На мой взгляд, гражданин должен нести такую же ответственность, как и наниматель, который выплачивает ему заработок «в конверте». Ведь зачастую человек сознательно идет на нарушение законодательства. Имеет место сговор работника и нанимателя».

В свою очередь, представитель Министерства по налогам и сборам, начальник управления налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества Марина Григорчук выступает за лояльное отношение к «потерпевшим». По ее словам, если человек пришел в налоговую и сообщил о том, что работодатель выплачивал ему «серую» зарплату, то имеет смысл не облагать доходы заявителя штрафами и пенями. Новация поможет выявить нанимателей, скрывающих от налоговых органов выручку.

«...И породит отряд шантажистов, — парирует минский предприниматель, пожелавший остаться неназванным. — Ведь работники, которых увольняют за пьянство и прогулы, вместо того чтобы бежать в налоговую, будут «окучивать» хозяина, угрожая ему скорой расправой, требуя «отступные» и компенсацию».

Пожалуй, стоит согласиться, что ответственность за «конвертные» выплаты должна делиться между плательщиком и получателем, а финансовые санкции распространяться на обоих участников «сделки». Со стороны государства важно информировать население о том, что, соглашаясь на зарплату в обход ведомости, работник выходит из существующего правового поля. Чтобы потом не было отговорок, мол, «не в курсе, не предупреждали...»

Ведают, но творят...

Информация о том, к каким последствиям могут привести «серые» начисления, безусловно, важна. Однако вряд ли стоит переоценивать ее значение. «Рыба стремится туда, где глубже, а человек — где лучше», — говорит мой знакомый программист, получающий на новом рабочем месте солидную «серую» зарплату и бонусы. Он прекрасно осведомлен, что «больничный» и отпускные ему не заплатят, но, похоже, это не слишком его волнует. По поводу того, что его пенсия будет меньше, чем у работающих «по–белому» коллег, приятель не слишком грустит, предпочитая отшучиваться, мол, еще дожить надо... И тем не менее экономисты полагают, что именно будущая пенсия может стать главным орудием в борьбе с «серой» заработной платой. Но об этом — позже.

В поисках «отбеливателя»

«Бытует мнение, что высокая ставка подоходного налога — до 30 процентов — вынуждает многих наших граждан сознательно прятать свои зарплаты в «конверты». В то же время если бы налог был ниже, то часть доходов была бы добровольно легализована населением, — рассуждает советник министра по налогам и сборам Александр Жигулич. — Сомневаюсь, что такое возможно. Обратимся к примеру России, где в свое время правительство ввело «плоскую» 13–процентную шкалу. Зарплаты из «тени» после этого не вышли».

Любопытно, что на снижение ставки подоходного налога недавно решилась другая соседняя нам страна — Латвия (здесь подоходный налог снижен с 25 до 15 процентов). Об эффекте говорить пока рано. Однако предыдущий опыт в части уменьшения фискального бремени — снижение до 15 процентов корпоративного налога на прибыль — привел к любопытному результату. Многие латвийские предприятия действительно вышли из «тени» и, несмотря на снижение ставки, поступления в бюджет выросли...

Еще одним возможным инструментом в борьбе с «конвертами» может стать минимальная заработная плата. В принципе, на сегодня это важнейшая зацепка, благодаря которой налоговики могут вывести на чистую воду нанимателя–«теневика». «С 1 января размер минималки составляет 179 тысяч. Если по ведомости работающий на полную ставку гражданин получает меньше, значит, на предприятии, вполне вероятно, ведется двойная бухгалтерия. Есть повод для проверки», — говорит Анатолий Садовничий.

В этом плане интересен опыт Болгарии. Здесь благодаря законодательно установленному уровню минималки местное правительство достигло впечатляющих результатов в борьбе с «теневиками». Но был нюанс! Минималка в этой стране устанавливалась не «в целом», а индивидуально для каждой профессии и карьерной ступени. При этом в обязательной увязке с минимальным уровнем налоговых отчислений. На практике это выглядело так. Если, например, шеф частного предприятия «в целях экономии» устанавливал себе маленькую зарплату, ниже официально рассчитанного директорского оклада, то это не давало ему возможности платить подоходный налог меньше рассчитанного правительством показателя. Так государство выбило из теневого оборота солидные деньги. Правда, система минимальных налоговых коэффициентов, как отмечают эксперты, оказалась достаточно сложной и громоздкой.

Более простым и эффективным «отбеливателем» большинство экономистов считает введение накопительной пенсионной системы. «Сегодня работающие граждане, по сути, начисляют пенсии тем, кто закончил свой трудовой путь, действует т.н. солидарная система, — отмечает начальник главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Минтруда Валентина Королева. — При переходе на накопительную систему каждый труженик будет пополнять собственный пенсионный счет. Заинтересованность перечислять налоги в полном объеме, безусловно, возрастет». В общем, индивидуальный пенсионный вклад — лучший «пряник» для любого работника–«теневика». Ведь пополнять его можно только «белыми» деньгами. А связь между уровнем официальной зарплаты и пенсией будет абсолютно пропорциональной. Кроме того — что действительно важно! — деньги с вклада можно передавать по наследству...

...Получается, что методы борьбы с «серыми» зарплатами известны. Осталось самое сложное — грамотно их применить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter