Бой идет не ради славы...

Взгляд профессионалов на проект нового антикоррупционного закона
Взгляд профессионалов на проект нового антикоррупционного закона

Уже, по сути, на излете прошлого года депутаты Палаты представителей приняли–таки в первом чтении проект закона «О борьбе с коррупцией». Судьба этого документа была непростой: он несколько раз вносился на рассмотрение в Парламент и дважды отправлялся на доработку. И вот, наконец, народные избранники одобрили последний вариант законопроекта. Нужно сказать, что первый шаг на пути окончательной ратификации этого документа оказался весьма своевременным. Ведь общеизвестно, что противостояние мздоимству является одним из приоритетов политики нашего государства. Чтобы разобраться в сути предполагаемых нововведений, мы попросили прокомментировать проект закона «О борьбе с коррупцией» нескольких авторитетных специалистов.

Виктор Морозов, начальник управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией республиканской Прокуратуры:

— В Беларуси на протяжении нескольких последних лет статистика коррупционных преступлений достаточно стабильна: в год их фиксируется более 4.000. Но в реальности таких преступлений, безусловно, гораздо больше: ученые и эксперты утверждают, что выявляется в среднем только около 10 процентов коррупционных преступлений. Поэтому проблема противодействия коррупции продолжает оставаться актуальной.

Следует отметить, что соответствующая законодательная база в нашей стране достаточно полная и всеобъемлющая: она насчитывает около 15 различных законов и других законодательных актов. Вообще, нынешний проект закона «О борьбе с коррупцией» уже третий по счету со времени обретения Беларусью независимости: первый появился в 1992 году, а действующий поныне Закон «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» был принят в июне 1997 года.

Какие же принципиальные новации включены в законопроект?

В нем сформулированы принципы и задачи борьбы с коррупционными проявлениями, определена система мер борьбы с коррупцией, а также соответствующие государственные органы и их полномочия. При этом особая роль возлагается на прокуратуру.

Установлены ограничения для членов семьи государственного должностного лица в части получения имущества и услуг — в том числе приглашений в туристические, лечебно–оздоровительные и другие поездки за счет тех, кто от государственного должностного лица находится в служебной или какой–то другой зависимости. Новым положением является, в частности, то, что руководители негосударственных организаций, в чьи обязанности входит выполнение организационно–распорядительных и административно–хозяйственных функций, отныне могут быть субъектами коррупционных правонарушений. Впрочем, безусловно, сфера действия закона в случае его окончательного утверждения будет распространяться и на служащих госаппарата, численность которых в стране составляет более 60 тысяч человек. Предполагается также, что государственные должностные лица обязаны будут ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе — своих собственных и членов семьи. Кроме того, их обяжут сообщать о совершенной сделке или полученном имуществе на сумму свыше 2.000 базовых величин. Не остались без внимания и нормы, направленные на устранение последствий коррупционных правонарушений: отмена незаконных решений, взыскание незаконно полученного имущества и т.д.

Вообще же важнейшей особенностью проекта закона можно назвать то, что в нем отражен основополагающий принцип: предупреждение коррупции должно иметь приоритет перед репрессивными мерами. Недаром же вопросам профилактики коррупции в проекте закона посвящена отдельная глава.

Иван Басецкий, руководитель Центра экономико–правовых исследований, доктор юридических наук:

— Нечистоплотность отдельных чиновников — проблема поистине интернациональная. И такое криминологическое явление, как коррупция, отражено в уголовных кодексах большинства стран мира. А некоторые различия в трактовках можно объяснить в том числе и степенью распространенности этого явления в том или ином государстве.

Сегодня в Беларуси коррупционерам живется нелегко. Но чтобы еще туже зажать их в правовые тиски, законодательство нуждается в постоянном совершенствовании. И в данном случае проект закона «О борьбе с коррупцией» можно считать базовым. Благодаря ему, с одной стороны, создаются механизмы реализации права, а с другой — появляется комплекс мер, упреждающих коррупцию. Кроме того, теперь четко прослеживается позиция государства, касающаяся допуска к государственным должностям: например, претендентам придется представлять декларацию не только о доходах, но и об имуществе. Плюс кандидатов на «высокие кресла» ожидают всевозможные проверки, аттестации и т.п. Все это делается для того, чтобы коррупционера можно было вычислять оперативно — еще до того, как он успеет натворить бед. И не менее важно то, что отныне появится возможность на законодательном уровне бороться с таким издавна укоренившимся явлением, как предоставление услуг по принципу: ты — мне, я — тебе...

Геннадий Гриневич, заместитель начальника главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД:

— Я считаю, что от оперативности принятия закона «О борьбе с коррупцией» будут зависеть и грядущие успехи в нейтрализации этого зла в нашей стране. Ведь сегодня приходится сталкиваться даже с различными толкованиями самого понятия коррупции — а проект закона однозначно устраняет всякие разночтения, способные вызвать неразбериху у правоприменителей на практике.

Отрадно, что в законопроекте учтены различные нюансы борьбы с коррупцией. Допустим, все чаще приходится сталкиваться с так называемыми закамуфлированными формами взяток. Например, некий чиновник может дать указание своим подчиненным проверить конкретную фирму. И точно так же эту проверку он может свернуть — получив взамен не обязательно деньги, но и, скажем, туристическую путевку на модный курорт. Естественно, подобное «ловкачество» правоохранительные органы тоже должны пресекать. Очень актуально и то, что в проекте закона предусмотрен комплекс мер, направленных на профилактику коррупционных преступлений. Словом, можно говорить о том, что новый законопроект разработан не на пустом месте, а продиктован, как говорится, самой жизнью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter