Разработано приложение, позволяющее проходить все административные процедуры из дома

Бот вам в помощь!

«Привет, я ваш личный «Док-Менеджер»! Я помогу пройти сложные государственные процедуры и сделаю их понятнее. Это займет от 10 до 15 минут. Готовы? Тогда выбирайте процедуру» — вот так приветствует пользователя электронное приложение по взаимодействию с госорганами. Корреспондент «Р» встретилась с создателями помощника, которым уже заинтересовались представители Министерства экономики и Мингорисполкома, и узнала, как специальная программа в будущем свяжет обычного гражданина с госорганами и упростит их взаимодействие.

Павел ГОРДОН и Сергей ДРОБЫШЕВСКИЙ — создатели чат-бота «Док-Менеджер».

От простого гражданина до чиновника 


Прямо мечта: сидишь дома, а кто-то за тебя заполнил важные документы, отправил их по нужному адресу, поставил в очередь на прием в нужное ведомство, а в день Х еще и напомнил, что пора идти. В наше время это уже практически реальность, а не фантазия — недавно заработал стартап-проект, который поможет пройти государственные процедуры. Создатели чат-бота «Док-Менеджер», ранее именовавшегося как «Бот-госслужащий», — команда во главе с Павлом Гордоном и Сергеем Дробышевским.

— Мы и ранее вместе работали над различными IT-приложениями, но полгода назад возникла идея создать чат-бот — виртуального умного собеседника, который помогал бы обычным гражданам решать определенные вопросы, — первым начинает разговор Сергей. — Как придумали? Наша коллега пожаловалась на то, что у нее были проблемы с оформлением наследства. Затем еще некоторые друзья рассказали про то, как сложно самостоятельно разобраться с вопросами открытия ИП, постановки в очередь на квартиру… Обычный человек чаще всего со многими процедурами сталкивается впервые и совершенно не знает, как оформлять документы, куда их нести.

Сейчас идет бета-тестирование «Док-Менеджера». Все желающие могут скачать и протестировать его, зарузив в меcсенджере Telegram (адресс @belgosbot) либо зайдя на сайт docmanager.by, где есть подробная инструкция по установке бота.

— В процессе разработки мы общались с чиновниками, специалистами, которые связаны с административными процедурами, и поняли, что наш продукт будет полезен и им, — подключается к разговору Павел. — Ведь каждый день они общаются со многими людьми, которые задают одни и те же вопросы, уточняют, как заполнить те или иные блан-ки, после делают ошибки, приходят с неоплаченными квитанциями, и, увы, госслужащим приходится вновь повторять им одно и то же. Это отнимает уйму времени и сил. 

Разработчики взялись за решение этой проблемы. Для начала создали программу, имеющую в себе информационные сообще-ния по некоторым процедурам, которые автоматически отправлялись пользователю бо-та в меcсенджер Telegram. Однако после решили создать панель управления, в которую все процедуры занесли вручную, соединяя их при этом логической последовательностью, что сделало всю работу проще и удобнее. 

— Уже сейчас вы можете пройти от А до Я три процедуры с помощью чат-бота, — Павел достает смартфон, заходит в Telegram, показывая все на конкретном примере. — Пока можете выбрать, хотите ли вы открыть ИП, закрыть ИП или записать ребенка в детский сад. Бот  будет сопровождать вас шаг за шагом во время всего процесса сбора и подачи документов, а также давать подсказки. 

Итак, поехали. Предположим, я хочу открыть ИП. Бот предлагает мне два формата: представить список необходимых действий и документов, после чего я отправлюсь решать вопрос самостоятельно, или же он будет помогать мне шаг за шагом на каждом этапе процедуры оформления ИП. Выбираю последнее. Вуаля! На экране смартфона появляется последовательность действий, разжеванная, как для ребенка: выглядит это все как переписка в мессенджере с хорошо знакомым специалистом в сфере юриспруденции. 

К слову, чтобы довести бот до ума, в команду Павел и Сергей пригласили юристов, контент-менеджеров, дизайнеров, программистов, бизнес-аналитиков, креативного директора и других специалистов. Так, юристы собирают все необходимые документы для процедур, а редактор упрощает сложный язык процессов, чтобы любой пользователь смог с легкостью понять, как ему заполнять документы. 

— Скачивать специальное приложение не надо. Не нужно искать в интернете статьи, как заполнить какой-либо бланк — все подскажет бот в Telegram. Мы работаем над тем, чтобы он появился и в Viber, и в Facebook, — продолжает Сергей. — Наш бот от других отличается еще и тем, что мы сделали контент с «человеческим лицом» — бот приободряет пользователя во время процедуры, показывает инфографику, анимации и другое. 

Где идея пригодится? 


Помощь бот оказывает бесплатно. Возможно, в будущем, когда он будет знать обо всех процедурах, а над этим сейчас и ведется работа, появятся некоторые персонифицированные услуги за плату. Скажем, он сможет по фото данных из паспорта за вас заполнить необходимое заявление по всем правилам и канонам и уже через минуту прислать готовый документ на почту. 

— Мы видим эволюцию «Док-Менеджера» от простого информирующего помощника в мессенджере до приложения-платформы, где могут взаимодействовать гражданин и госслужащий. Или же до системного интегратора, который сможет работать и в других странах с учетом их законодательств, — о перспективах бота размышляет Павел Гордон. И приводит пример: для того, чтобы мигранты, которые приезжают в разные страны, могли без знания языка заполнить нужные документы, «Док-Менеджера» надо перевести на другие языки и внести туда процедуры других стран. — Мы участвовали с ботом в конкурсе Social Weekend, где во время его тестирования команда медиков поделилась своими соображениями. В частности, у многих возникают вопросы с оформлением инвалидности. Мало того что человек находится в стрессе из-за сложившейся ситуации, так еще и документы заполнить непросто. В них важно не допустить ошибку, иначе, например, не так произойдет перерасчет пенсии, начисление пособий. Нам приятно, что мы можем сделать такую вещь, которая поможет многим. Поэтому искренне рады любому отклику после тестирования «Док-Менеджера»: что улучшить, что добавить.

Есть ли аналоги нашему чат-боту? В Германии появилась команда, которая только в апреле взялась за подобную разработку. Наши создатели «Док-Менеджера» запустили проект в январе, успев отследить и работу «электронных правительств» разных стран, чтобы взять от них лучшее. Пока самый интересный опыт для них эстонский — там многие процедуры давно автоматизированы. 

— Только представьте, в нашей стране ежегодно люди проходят около 2,5 миллиона административных процедур. Во время бета-теста, который сейчас идет, 70% тех, кто испытал его, сказали, что он им действительно помог, 15% ответили, что не все было понятно, а еще 15% не разрешили свою проблему, — знакомит со статистикой Павел Гордон. — Со всеми этими людьми мы побеседовали и узнали, как сделать продукт лучше. Пока  серверные мощности ограничены, и теоретически возможна ситуация, что из-за большой загрузки приложение может зависать. Над этим сейчас ведется работа.

В ногу со временем и ботом


Сейчас аналитики «Док-Менеджера» работают над внедрением новых процедур: регистрация брака, получение паспорта, передача доверенности, купля/продажа авто, перевод жилья в нежилой фонд, получение визы, заполнение страховки и многое другое. Также улучшаются функции «Док-Менеджера»: разрабатывается система безопасности, которая сохранит в целости и сохранности ваши данные и документы; решается вопрос о том, как через бот можно оплатить, не выходя из дома, предположим, госпошлину; внедряется календарь, который будет синхронизироваться с вашим смартфоном и напоминать, когда вы должны подать/забрать бумаги, прийти на прием.

— Также работаем над процессом заполнения заявления на основании скана паспорта — пользователь сможет сфотографировать паспорт, а специальная программа сама распознает цифры и буквы и заполнит необходимый бланк по полям так, как нужно. Вероятность ошибки — меньше 1%, — уверяет Сергей Дробышевский. 

В будущем разработчики хотят сделать так, чтобы чат-бот «Док-Менеджер» смог показать пользователю, на какой стадии рассмотрения находится его заявление, почему не прошел какую-либо процедуру документ и многое другое. Павел Гордон добавляет: 

— Во время финала IX конкурса Social Weekend к нашему проекту  проявили интерес представители Мингорисполкома и Минэкономики, которые были в жюри. Надеемся, что их специалисты также внесут свой вклад в продукт, проконсультируют нас, и в итоге «Док-Менеджер» станет хорошим помощником как для государства, так и для простого гражданина. Причем не только у нас, но и во многих других странах мира.

alinakasel@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter