Боснийская «весна»

Разъяренная толпа, разбитые витрины, горящие машины и административные здания – такой предстала Босния и Герцеговина в новостных сообщениях мировых СМИ в начале февраля. Созданное по итогам гражданской войны 1992–1995 годов государство столкнулось с самым серьезным кризисом за свою историю.

Разъяренная толпа, разбитые витрины, горящие машины и административные здания – такой предстала Босния и Герцеговина в новостных сообщениях мировых СМИ в начале февраля. Созданное по итогам гражданской войны 1992–1995 годов государство столкнулось с самым серьезным кризисом за свою историю.

Причиной случившихся беспорядков стала многолетняя нищета, царящая в стране, и продолжающийся мировой кризис. Одна из беднейших стран Европы не могла не остаться в стороне от него. ВВП республики не растет уже пять лет. По официальным данным, безработица достигает 44%, а 20% жителей живут за чертой бедности. К непростым экономическим проблемам добавляются и политические. Они вызваны устройством государства, фактически разделенного на сербскую и боснийско-хорватскую части. Каждая из них имеет свои законы и органы госвласти. Президенты республики чередуются по национально-религиозному признаку. При этом раз за разом избираемые в парламент сербские, боснийские и хорватские националисты не в состоянии договориться друг с другом практически по любым вопросам. Фактически жизнь страны парализована. Госаппарат и число чиновников, напротив, неуклонно растут.

Тем не менее страны Запада о своем детище не забывают и в далеком будущем не исключают его членства в ЕС. Пока же республика только ассоциирована с Евросоюзом, а ее граждане имеют возможность безвизового въезда и облегченного трудоустройства в странах объединенной Европы. Следят в Брюсселе и за структурными реформами в Боснии, которые должны поставить ее, в конечном счете, на рыночные и демократические рельсы. Пока до этого еще очень далеко. Более того, поводом для всплеска насилия стала повальная приватизация госсобственности, сохранившейся со времен социализма. При помощи коррупционных схем предприятия банкротилось, а их сотрудники увольнялись без денежного пособия. Итогом стало появление группы олигархов, игнорировавших интересы сограждан. В нищей стране с довольно высоким уровнем рождаемости такая несправедливость привела к социальному взрыву.

5 февраля в городе Тузла собрался немногочисленный митинг. Его участники были возмущены банкротством одного из заводов и увольнением нескольких тысяч его рабочих. Мирный протест через несколько часов перерос в яростные столкновения с полицией, погромы и поджоги административных зданий. Вечером того же дня сообщалось уже о десятках пострадавших, в основном правоохранителях. В следующие дни по аналогичному сценарию прошли акции протеста и в других городах боснийско-хорватской части федерации. Молодые люди повсеместно атаковали стражей порядка, в ответ те применяли спецсредства. Результат трехдневного противостояния – сотни раненых и задержанных. Сожжены десятки административных зданий и сотни автомобилей. Городам нанесен многомиллионный ущерб.

В то же время во входящей в состав Боснии и Герцеговины Республике Сербской массовых акций гражданского неповиновения не произошло. Хотя его население, также как и боснийцы с хорватами, живет небогато, оно к общему протесту присоединиться не спешит. В Баня-Луке и других сербских городах прошли лишь мирные акции протеста.

Главным требованием бунтовавших мусульман и католиков была смена действующей власти. Однако каждая община голосовала раньше, голосует сейчас и, несомненно, будет голосовать за своих кандидатов. Предпосылок для радикальных перемен во власти, таким образом, пока нет. Ответственной политической силы, способной завоевать симпатии и сербов, и хорватов, и боснийцев, в республике еще не сложилось. Для ее появления необходимо создание работоспособного парламента. Без изменения политического устройства Боснии, навязанного стране международным сообществом в 1995 году, это невозможно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter