«Боржоми», «Нарзан», «Ессентуки», подвиньтесь!..

Современная история ушачской воды начинается с «Вечелья»

На швейцарских картах минеральных вод Европы в 1504 году Ушачи значились как «место, обладающее целебными водами». После исследования химического состава воды европейскими учеными в конце 19-го века было выдано заключение, что ушачские криницы с железистыми и серными водами по своему качеству максимально приближены к минеральным водам Кавказа и могут использоваться при лечении ревматизма, нервной системы, желудочно-кишечного тракта. В то же время на базе минеральных вод был открыт летний санаторий, в который приезжали представители богатых слоев общества России, Германии, Польши, Франции, Швейцарии, чтобы пить целебную воду с мая по август. За сезон число отдыхающих превышало триста человек.

Новая история

Современная история ушачской воды начинается с «Вечелья». По мнению уроженца этих мест Рыгора Бородулина, название таит в себе слово «вечность» и воедино связано с одним из красивейших озер Витебщины.

Летопись связи между потребительской кооперацией и добычей воды берет начало в 2008 году. Ушачский овощесушильный завод Витебского облпотребсоюза приобретает в собственность скважину глубиной 305 метров. С 2009-го по 2011 год получает на модернизацию производства из инновационного фонда Белкоопсоюза 6 млрд. рублей, а в начале 2011 года выпускает новый бренд потребительской кооперации — лечебно-столовую воду «Вечелье». Стоит особо отметить: завод полностью оснащен современным отечественным оборудованием. Изначально планировалось, что ушачская вода прежде всего будет обеспечивать потребности кооперативных предприятий Витебщины. Но народная молва разнесла весть о новой целебной воде далеко за пределы области: недостатка в туристах в летнее время Ушачский район не испытывает.

По статистике райпо, в прошлом году прирост потребления только местной минеральной воды в районе составил 200 литров ежемесячно. За 2013 год в Ушачах было выпито 38 тыс. литров «Вечелья». Минеральная вода, которая разливается на заводе, содержит в себе самые полезные и необходимые человеку минералы и микроэлементы: гидрокарбонат, кальций, сульфат, натрий и калий, хлор, магний, борную кислоту. А это работа наших гормонов, гемоглобина, ферментов и усвояемость витаминов. По своим целебным качествам «Вечелье» не имеет аналогов в Беларуси. Запасы гидрокарбонатных вод у нас невелики, поэтому в страну и завозятся «Боржоми», «Нарзан» и «Ессентуки». «Вечелье» же уступает известным маркам только лишь отсутствием в своем составе природных газов и разрекламированного бренда. И обязательно замечу: в Беларуси по цене «Вечелью» конкурентов нет.

Новейшая история

Современная история «Вечелья» получила продолжение в середине прошлого года. Нынешний председатель райисполкома Виктор Родич (кстати, самый молодой руководитель района в Беларуси), ознакомившись с новым цехом овощесушильного завода, возложил на кооперативное производство особые надежды. Во-первых, сегодня мощности завода задействованы только на треть. Значит, при грамотных маркетинге и логистике у заводчан появятся отличные перспективы. Очевидна выгода и для района: это и занятость населения, и дополнительные поступления в районный бюджет со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, с августа прошлого года предприятие возглавил молодой директор Андрей Щуко, впервые столкнувшийся в карьере с потребительской кооперацией. Итогом напористости и настойчивости нового руководителя стали сократившиеся за два месяца более чем наполовину складские запасы воды, как минеральной, так и сладкой газированной. И это при том, что зима не самое активное время для потребления напитков. Второй большой шаг предприятия — поставка своей продукции в торговые сети вне потребительской кооперации. И если до середины прошлого года ушачская вода продавалась только в магазинах витебской потребкооперации и вывозилась туристами-энтузиастами, то с начала нынешнего «Вечелье» присутствует практически во всех кооперативных торговых точках Беларуси. Такому повороту событий помогло решение Правления Белкоопсоюза о приоритете на прилавках продукции собственного производства.

Сегодня мощность линии — 2,5—3 тыс. бутылок (в зависимости от их объема) в час. При этом предприятие, используя свои возможности, может работать в несколько смен. В планах руководителя — снижение себестоимости готовой продукции, чтобы вести более агрессивную продажу на территории Беларуси и стать конкурентными по цене на российском рынке. Сертификат соответствия на РФ уже получен, осталось дело за конкурентной ценой. Для этого предприятию необходимо заработать 2 млрд. рублей, чтобы приобрести отечественное оборудование по изготовлению ПЭТ-преформы (заготовки пластиковой бутылки). Тогда только при собственном потреблении проект окупится за 1,5 года, при продаже сторонним производителям напитков (в Витебской области их больше десяти) срок окупаемости сократится в разы, а выгоды и так очевидны.

Думается, через пару месяцев все белорусские потребители смогут попробовать и насладиться вкусом «Вечелья» и других напитков, кстати, не только ушачского завода, но и иных производителей системы потребительской кооперации. Николай Занкович, заместитель председателя Правления Белкоопсоюза, подтвердил, что сегодня «идет создание по всей системе кооперации единого логистического центра. Все товары, производимые в потребительской кооперации, будут распределяться единым центром по всем торгующим предприятиям Беларуси, включая сетевиков. Кроме цены, кооперация может предложить рынку качественную, практически натуральную продукцию. Если мы раньше представляли собой просто товаропроводящую сеть для кого угодно, но не для себя, то сейчас для нас основное — свое, бренд! Большей частью продукция, производимая потребкооперацией, конкурентная и по цене, и по качеству, и по всем показателям».

Что ж, добавить больше нечего. Кроме одного. Когда знакомишься с подобными предприятиями и неравнодушными людьми, гордость переполняет: ведь можем и умеем! Возможно, очень скоро о Беларуси в Европе будут говорить не только как о «легких» континента, но и центре бальнеологии с уникальными и исключительными водами.

На снимке: Анна КОНДРАТЕНКО и Галина МИТЕЙКА представляют образцы напитков.

Фото: Ольга КОРОЛЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter