«Борт, я вас вижу…»

Афанасий Васильевич Жога посвятил всю свою жизнь небу

Афанасий Васильевич Жога посвятил свою жизнь небу

С летного поля аэродрома один за другим поднимаются в туманную даль неба быстрокрылые самолеты. А в просторах заоблачных высот за ними надежно следят опытные специалисты беспокойной и ответственной службы управления воздушным движением.

И так хорошо услышать в таком небе спокойный голос:

— Борт 65939, вас вижу…

Летчик знает: Земля внимательно следит за ним. Земля понимает, что ему нелегко. Земля готова прийти на помощь.

И кому, как не ему, Афанасию Васильевичу Жоге, не знать, как тяжело бывает там, в небе…

Много лет прошло с тех пор, когда он впервые почувствовал в своих руках штурвал, узнал, что такое скорость и высота. В тридцатые годы, как и многие одногодки, по призыву комсомола он пошел учиться летному делу. Тамбовская летная школа гражданского воздушного флота была его стартовой площадкой.

Как лучшего выпускника, его оставили в школе летчиком-инструктором. Он много летает, учится сам и учит других.

Через год Афанасий Васильевич уже признанный мастер, который все свои усилия направляет на совершенствование техники пилотирования и готовит себя к серьезной летной работе.

Авиация в те годы развивалась стремительно, конструкторские бюро и завод беспрестанно совершенствовали самолеты, повышали их аэродинамические качества. Этого требовала и сложная международная обстановка. Назревала угроза Второй мировой войны.

Участились провокации японцев на Дальнем Востоке. В Китае шли боевые действия…

В числе нескольких лучших летчиков-инструкторов Афанасия Жогу переводят на Восток, ближе к государственной границе.

Его тихоходный У-2 с раннего утра до поздней ночи можно было видеть в самых разных уголках далекого края Родины. Несмотря на то что самолет был прост по своей конструкции, он требовал от летчика большого умения и высокого мастерства. А летные характеристики У-2 оказались исключительно ценными для учебного самолета. На такой машине Афанасий Васильевич Жога смог подготовить десятки первоклассных летчиков. Здесь, на Дальнем Востоке, ему пришлось летать на «небесном тихоходе» в самые труднодоступные районы. Доставлять врачей, медикаменты, почту. Уже тогда этот самолет использовался для аэрофотосъемок и патрулирования границы.

Великая Отечественная война застала Жогу на Дальнем Востоке. Здесь тоже было неспокойно: японцы в сговоре с фашистской Германией не скрывали своих агрессивных планов. Но главные военные события все же происходили на западных рубежах нашей Родины.

Вместе с товарищами Афанасий пишет один рапорт за другим с просьбой направить на фронт. Ответ на все рапорта однозначный: здесь тоже нужны опытные летные кадры. Но огромное желание быть в гуще военных событий берет верх. В начале 1942 года вместе с товарищами Жога направляется на фронт. Учитывая большой опыт полетов в ночных условиях, его назначают в специальную ночную эскадрилью по обслуживанию партизан.

Противник яростно противодействовал полетам в партизанские края, используя для этих целей свои ночные истребители, оснащенные бортовыми радиолокаторами. За каждый сбитый У-2 гитлеровское командование сулило своим асам две тысячи марок – вдвое больше, чем за сбитый истребитель. Рассказы про полеты в тыл врага ходили среди партизан и в авиационном полку как легенды.

Как-то поздно вечером Жогу вызвали в штаб. Командир эскадрильи, указав на крохотную точку на карте Белоруссии, сказал:

— В этот район нужно вылететь срочно. Груз партизанам очень нужен — намечается фашистская карательная операция.

— Будет сделано, — привычно отрапортовал летчик.

В полночь У-2 оторвался от земли и взял курс к линии фронта. Вскоре внизу замелькали сигнальные костры партизанского аэродрома. Посадка. Немного пробежав по неровной лесной поляне, машина остановилась. И едва летчик выбрался из кабины, как его, приветствуя, тотчас окружи-ли партизаны. Началась разгрузка…

В ту пору самолеты гвардейского полка полковника Клуссона все чаще и чаще стали прилетать в соединение партизанских бригад под командованием Д.В. Тябута. На самолетах ПО-2 бесстрашные соколы доставляли народным мстителям вооружение, медикаменты, необходимое снаряжение. Гитлеровцы догадывались, что в партизанской зоне есть большой аэродром. Но обнаружить его не могли. А аэродром продолжал действовать. Он был оборудован по последнему слову партизанской техники и смекалки.

Восстановив довоенную динамомашину на мельнице, партизанские умельцы протянули провода от нее на озеро. Связисты и электрики устроили освещение, замаскировав его во льду. Днем озеро чистое. Фашистские разведчики не раз кружили над ним и улетали, не приметив ничего подозрительного. А вечером, лишь только приближались самолеты с Большой земли, вспыхивали условные сигналы. Пилоты безошибочно сажали по ним свои самолеты.

Как-то в начале января 1943 года на этот партизанский аэродром прилетело звено, ведомое Ползуновым. После разгрузки самолеты отправились за линию фронта. Но, не долетев до Полоцка, подверглись нападению ночного фашистского истребителя. Две машины ушли от преследования на малой высоте. Третья же была повреждена пулеметной очередью, а летчик ранен в руку. Это был Афанасий Жога. Проявив мужество, он не растерялся, сумел выйти из-под обстрела и вернуться на партизанский аэродром.

К утру машину надежно замаскировали в прибрежных камышах, а раненого летчика отправили в партизанский госпиталь.

В тот же день в штаб полка были переданы сообщение о случившемся и просьба прислать материалы, необходимые для ремонта самолета. В партизанском госпитале Жога пробыл почти две недели – рана оказалась достаточно серьезной.

Врач госпиталя Евгения Ивановна Полещук заботливо ухаживала за раненым летчиком, и благодаря ее помощи он смог снова пилотировать свой самолет. К тому времени с Большой земли доставили запасные части для ремонта машины, прибыл и техник-механик. Помогали и партизанские умельцы. Общими усилиями машину отремонтировали и подготовили к очередному полету.

…Все послевоенное время Афанасий Васильевич Жога с большой теплотой вспоминал те партизанские маршруты и героев-партизан, с которыми плечом к плечу пришлось сражаться против гитлеровских захватчиков. Многие из них, в том числе и его партизанский доктор Евгения Ивановна Полещук, сложили головы в боях с фашистами, не дожив до долгожданной Победы.

В освобожденный Минск Афанасий Жога прилетел на новом Ли-2. Выйдя из самолета, внимательно посмотрел вокруг. Везде были видны следы вчерашних боев. На летном поле на обочинах валялась еще не убранная трофейная техника.

После штурма Кёнигсберга полк, в котором воевал Жога, был откомандирован в Минск. Бывшие партизанские летчики, как и до войны, стали летчиками гражданского воздушного флота, а их боевой командир полковник Евгений Томасевич Клуссон был назначен начальником Белорусского управления ГВФ.

Как-то он вызвал Жогу к себе:

— Вот что, Афанасий Васильевич, не довелось нам в войну побывать в Берлине, полетим туда сейчас с мирной миссией. Доверяем тебе открыть эту первую международную трассу!

И 16 мая 1945 года экипаж самолета Ли-2 под командованием бывшего военного летчика Афанасия Жоги выполнил этот важный рейс в мирном небе.

…В начале 50-х годов по просьбе правительства Китайской Народной республики для оказания помощи в освоении авиационной техники из разных уголков Союза направлены советские специалисты. В их числе и Жога. Это была нелегкая, ответственная работа. Приходилось летать в незнакомые, труднодоступные места, учить мастерству китайских летчиков, помогая им в совершенстве владеть сложной авиационной техникой.

Возвратившись на родину, Афанасий Васильевич снова стал летать в белорусском небе. В этот период на смену поршневой авиации стала приходить турбореактивная техника. Появлялись все новые и новые скоростные самолеты. Но для нашего героя годы войны не прошли бесследно – раны, полученные в огненном небе, давали о себе знать. Пришлось покориться медикам и спуститься на землю.

Но с авиацией Афанасий Жога не расстался. Он руководил полетами с земли, словом и делом помогая крылатым экипажам покорять заоблачные дали.

На снимке: военный летчик Афанасий ЖОГА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter