Наш корреспондент вместе со специалистами спасала пассажиров самолета от инфекционного заболевания

Борт уполномочен заразить

С борта «Белавиа» поступило сообщение от командира судна: «В салоне пассажир с подозрением на инфекцию». Тревожный сигнал принял диспетчер службы сервиса авиакомпании. Самолет, везущий подозрительную больную, совершает чартерный рейс Киншаса — Минск. Под угрозой заражения не только пассажиры, но и все жители нашей страны… К счастью, это не сюжет из жизни, а сценарий учения. Специалисты разных ведомств отрабатывают навыки совместной работы в условиях чрезвычайного происшествия — завоза в страну инфекционного заболевания. Корреспонденты «Р» наблюдали за развитием этого сюжета.

Врач-эпидемиолог интересуетсуется самочувствием пассажиров.

Эбола на борту

Место действия — борт ТУ154М. В ролях пассажиры чартерного рейса, стюардессы «Белавиа», специалисты Медицинской службы гражданской авиации, пограничной службы и санитарно-контрольного пункта.

Мы в учебном самолете. Он стоит на месте. Но по сценарию летит.

— Пожалуйста, принесите салфетки, — вдруг обращается пассажир к бортпроводнику. Из носа у девушки идет кровь. Стюардесса тут же насторожилась: самолет летит из Конго — страны, которую периодически лихорадит от вируса Эбола. Носовое кровотечение — один из симптомов этой опасной инфекции. Кроме того, пассажирка жалуется на боль в животе, ломоту в теле, слабость, озноб.

Бортпроводница действует по инструкции. Измеряет почувствовавшей себя плохо пассажирке температуру. На термометре — 38,8 °С. Еще один грозный симптом. Стюардесса сообщает первому бортпроводнику о человеке, который может оказаться потенциальным носителем вируса. Затем сразу же надевает защитную маску, перчатки и пересаживает пассажира в последний ряд. Старается успокоить других пассажиров, воспроизводя текст-заготовку: «Возможно, у вас инфекционное заболевание. В аэропорту осмотрит врач. Вас направят в инфекционный стационар для оказания медицинской помощи».

Стюардесса предлагает больной питьевую бутилированную воду, салфетки, пакет для использованных салфеток. Протирает ручки туалетов, подлокотники кресел, столики.

Задача первого бортпроводника — не допустить паники. Пилоты управляют бортом. Она — ситуацией на борту. И будь эта ситуация в реальности, неизвестно, кому еще оказалось бы труднее. Пассажиры держатся бодро, хотя каждая фраза вызывает беспокойство, даже когда ты просто наблюдатель.

Потом первый бортпроводник помогает пассажирам заполнить карты-информации и составляет список контактных пассажиров.

Дальнейшие действия

Заболевшую с подозрением на лихорадку Эбола помещают в биобокс


Командир судна подает SOS на землю. Диспетчер направляет самолет на карантинную стоянку Национального аэропорта Минск.

В аэровокзале суматоха. Приехавшие за близкими не понимают, почему пассажиров не выпускают из самолета. Оповещение диспетчера побуждает домысливать: «К сведению встречающих! Рейс Киншаса — Минск прибыл. Высадка пассажиров будет проведена позже. Просим извинения за причиненные неудобства».

Сотрудники медслужбы гражданской авиации, санитарно-карантинного пункта в противочумных костюмах поднимаются по трапу на борт. Вид команды вызывает мандраж.

В то, что нашему здоровью ничто не угрожает, верится с трудом. Особенно когда информацию тебе сообщают из-за маски противочумного костюма. Так ты еще больше осознаешь свою наготу перед вирусом, который витает, бродит, угрожает всю дорогу, но пока не обнаружен.

В специальной укладке — все для спасения: аппарат искусственной вентиляции легких, электрокардиограф, бесконтактный термометр, дезсредства.

Доктор тут же оказывает больной помощь по симптомам и выставляет предварительный диагноз: «Лихорадка неясной этиологии. Под вопросом болезнь, вызванная вирусом Эбола».

Сотрудники медслужбы гражданской авиации, отряда пограничного контроля сопровождают пассажира в амбулифт. Больную укладывают в биобокс. Ее подключают к кардиомонитору. Аппарат позволяет контролировать состояние. Временно пациентку помещают в изолятор — палатку на площадке недалеко от самолета. За больной приезжает «скорая», чтобы перевезти ее в стационар.

На спуске с трапа оставшимся пассажирам обрабатывают руки и обувь дезинфектантом, и они проходят для пограничного контроля.

Обработке подвергается и воздушное судно.

К приему болезни готовы

Учения — это часть программы шестого Европейского совещания механизма сотрудничества по предотвращению и контролю событий в области общественного здравоохранения в гражданской авиации. Около ста участников из Израиля, Сингапура, Канады, ЮАР и других стран собрались в Минске, чтобы обсудить проблемы безопасности пассажирских авиаперевозок.

— По всему миру то и дело вспыхивают очаги опасных инфекционных заболеваний, — директор медслужбы гражданской авиации Александр Жадан пытается держать команду в боевой готовности. — Национальный аэропорт Минск — пункт пропуска через госграницу, а значит, всегда есть угроза завоза и распространения заболевания, которое может вызвать чрезвычайное происшествие в области общественного здоровья. Поэтому регулярно заинтересованные службы и ведомства отрабатывают взаимодействие по локализации и ликвидации проявлений и последствий, связанных с завозом инфекционных заболеваний.

Для нас такие учения — это лишь яркая иллюстрация пословицы, которая гласит, что порох следует держать сухим. Россия уже сталкивалась с такими происшествиями наяву. У нас случаев инфекций на борту не выявляли. Но медики всегда начеку.

drug-olya@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter