Борт уполномочен научить

Как стюардессы проходят школу выживания в критических ситуациях

На полигоне МЧС под Борисовом стюардессы проходят школу выживания в критических ситуациях

Самолет нельзя остановить мгновенно, откинуть трап и высадить пассажиров на обочину. Любая нештатная ситуация на борту превращается в ЧП на грани жизни и смерти: высота, замкнутое пространство и десятки людей, на глазах которых разворачиваются события. Экипаж и стюардессы – те немногие, кто может спасти положение и вывести его из трагического пике. Но трезвая голова и холодный расчет в такой обстановке даются нелегко. За ними стоят дни и недели тренировок, которые максимально приближены к реальным катастрофам.

Мы в поселке Светлая Роща под Борисовом. Именно здесь расположен уникальный полигон МЧС, на котором можно смоделировать практически любую чрезвычайную ситуацию: от пожара на складе нефтепродуктов до крушения железнодорожного состава с химикатами. Здесь все реально, здесь все по-настоящему и всерьез… Поднимаются роллеты высоченных ворот – и мы в огромном, 20 на 25 метров, ангаре. Прямо на нас сверху вниз смотрит пассажирский самолет ТУ-154 Б-2. Но никуда эта махина не полетит. Ее задача – научить пилотов и стюардесс правильно вести себя в экстремальных ситуациях.

— Этот уникальный учебно-тренажерный комплекс появился у нас в 2010 году. Реальный самолет разо-брали на две части и доставили сюда из аэропорта Минск-2 вертолетами. На специальной поворотной платформе смонтирован так называемый первый салон, в котором расположено 72 пассажирских места, кухня с электрическими духовыми шкафами и двумя выходами. Благодаря подвижной платформе, разработанной по техническому заданию института, фюзеляж воздушного судна может поворачиваться в обе стороны на 45 градусов, имитируя тем самым подлом шасси либо посадку при его отказе, — объясняет мне Андрей Каминский, начальник кафедры «Ликвидация ЧС» Института переподготовки и повышения квалификации МЧС. – Полное задымление, тушение реального пожара на борту, эвакуация пассажиров на землю и на воду, шумовые и визуальные эффекты – на этом тренажере можно отработать все или практически все из того, что может случиться с самолетом в экстренной ситуации. Сейчас вы сами в этом убедитесь.

Мы начинаем с первого стенда – фрагмента «боинга» с двумя аварийными выходами. Это только кажется, что открыть их — пустяк. Лишь с четвертой попытки я уясняю всю цепочку действий: отстегнуть сигнальную ленту, взяться за боковую пластиковую ручку, повернуть второй рукой железный рычаг на 180 градусов влево и надавить корпусом на дверь. Она податливо открывается наружу. Вторую дверь открыть проще: пластмассовая заглушка, плечо вверх – и она попросту вынимается из авиационного «косяка» и остается у вас в руках. Ох и тяжелая!

Но расслабляться нам некогда – в салоне задымление. Сообщаю командиру корабля о происшествии, надеваю противодымный капюшон и краги, хватаю огнетушитель и приступаю к поиску очагов горения. Надо четко определить цвет дыма: если светлый, значит, горит бумага или ткань. Если темный — плавится пластик или провода. Прежде чем открыть дверь в кухню, трогаю ее ладонью: холодная. Значит, огня за ней нет – можно открывать. Два очага горения в итоге обнаруживаются на полке для багажа и под сиденьем. Огнетушитель быстро справляется с мелким возгоранием.

Но рано радоваться. Наш самолет приземляется с отягчающими: не открылось одно шасси — и мы садимся, «опираясь» всеми 90 тоннами на левое крыло. Мир вокруг качнулся и перевернулся за несколько секунд: сидеть в креслах под наклоном в 30 градусов невозможно, стоять в проходе тем более. А в салоне уже отключилось освещение, валит дым, огонь, скрежещет металл и слышны крики о помощи – нужно срочно эвакуировать пассажиров. Открываем основной носовой и запасной пассажирские выходы, спускаем аварийные трапы. Двое принимающих внизу, один направляющий вверху – начали! Каждого пассажира нужно усадить на кромку трапа, попросив его вытянуть перед собой руки: людям внизу будет гораздо проще его так ловить. Всех девушек и женщин обязательно попросят снять обувь на шпильке: иначе за трап можно зацепиться и порвать. Но благо каблуков у нас нет – мы уже на земле.

— Уже завершился монтаж бассейна, который станет последним звеном этого уникального учебного комплекса. Он установлен в районе правого крыла ТУ-154 и предназначен для отработки действий экипажа в условиях экстренного приводнения самолета. В истории мировой авиации известен ряд успешных посадок самолетов на воду: один из них — «Боинг-737», который в 2008 году «сел» на гладь Гудзонского залива. Так что бортпроводники должны четко знать, как вести себя в такой обстановке, — говорит Андрей Каминский. – На борту современных воздушных судов имеются спасательные плоты на 10 и 20 человек, а также спасательные жилеты. Теперь в Светлой Роще можно будет полностью отработать эвакуацию пассажиров на крыло, а затем – на воду. Условия – более чем реалистичные: сохранена высота и угол спуска, глубина же бассейна – без малого 2 метра.

А у нас – следующая площадка. Стенд, на котором закреплен фрагмент пассажирского самолета. Суть проста: если экипаж обнаружил скрытый источник горения и он находится под обшивкой, то способ до него добраться есть. Из кабины пилотов нам приносят специальный топорик. Один удар – и острое узкое лезвие глубоко заходит в обшивку фюзеляжа. Как оказалось, ее толщина всего 3—4 мм. Удар, еще один – и теперь можно без проблем подать струю из огнетушителя в локальную зону горения.

И, наконец, самое сложное — тушение реального пожара в самолете на полигоне оперативно-тактической подготовки. Я надеваю боевку, резиновые сапоги, краги, аппарат на сжатом воздухе и шлем. За это время на борту уже заложили горючие вещества. Секунда – и изо всех иллюминаторов валит черный как сажа дым. Мой напарник Александр протягивает огнетушитель и ободряюще хлопает по плечу: «Пошли!» Но идти почему-то не хочется…

Спуститесь в незнакомый подвал, закройте глаза и несколько раз повернитесь вокруг своей оси. А теперь попытайтесь найти дорогу назад… Примерно такие же ощущения с первых метров – не видно ничего, кроме черного тумана, который хлопьями ложится на маску. Не понимаешь ни куда идти, ни что делать, ни как вообще тут все устроено. Ощупью, по подсказке спасателя я с большим трудом нахожу первый источник горения – он в кабине пилотов. Потом второй – в багажном отделении. И третий – на пассажирском сиденье. Мы вышли из лабиринта сидений и отсеков черные, но довольные: огонь побежден.

— Без ложной скромности можно сказать: второго такого учебно-тренировочного комплекса в СНГ сейчас нет. Он начал работать с полной загрузкой в сентябре прошлого года, в апреле нынешнего мы продемонстрировали дополнительные возможности и опробовали на практике бассейн. Такая возможность представилась группе бортпроводников «Белавиа», которая прибыла сюда на стажировку 5—6 апреля, — рассказывает «Р» Александр Маковчик, начальник Института переподготовки и повышения квалификации МЧС Беларуси. – Идея поворотной конструкции фюзеляжа оригинальна: мы уже подали все документы на получение патента. Кроме того, будут оформлены права на интеллектуальную собственность и в отношении бассейна с ведущим к нему крылом. Мы уверены: эти прогрессивные новинки в тренажерном оборудовании позволят при необходимости спасти не один десяток жизней. 

------------------------------------------

Прямая речь

Светлана КОТЕНКО, начальник службы бортпроводников НАК «Белавиа»:

— Раз в три года каждый из 170 наших бортпроводников должен отработать на практике аварийное покидание самолета, а также элементы пожаротушения. Это приравнивается к курсам повышения квалификации, после которых выдается сертификат. Раньше мы ездили на учебу в Киев и Прагу, с 2010 года в Беларуси появился свой современный и высококлассный тренировочный комплекс. При этом в Борисов приезжают не только стюардессы, но и пилоты: ведь спасение пассажиров – это общая задача всего экипажа, и многое зависит здесь от слаженности действий. Отзывы о Светлой Роще очень хорошие: тренажер того заслуживает. Да и само обучение намного дешевле.

------------------------------------------

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter