Бороться и искать!

Найти и не заплакать...

Найти и не заплакать...


Стоило только подумать о борьбе, как всплыла каверинская бессмертная формула жизни: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Жизнь — она и есть борьба. Надеемся, что с этим утверждением вам не хочется спорить?


Бороться, не сдаваться — сколько раз вы повторяли себе эти слова, преодолевая жизненные ухабы? Искать, найти — это ли не глаголы судьбы, предназначения?


В 2002 году в театральном центре на Дубровке боролись все. Поставленный по «Двум капитанам» Вениамина Каверина мюзикл «Норд–Ост» был прерван атакой террористов. В заложниках оказалось более тысячи человек. Жуть, что тогда творилось. Но многое ли мы сделали для того, чтобы это не повторилось?


Нужно обязательно бороться, бороться, бороться...


***


40 лет назад в олимпийском Мехико состоялся поединок, который повсеместно считается эпохальным. На борцовский ковер вышли Александр Медведь и Вильфрид Дитрих. Немец ничуть не боялся железной хватки советского спортсмена. Олимпийский чемпион Рима хорошо изучил манеру борьбы триумфатора Токио и решил побить Александра его же оружием. Едва прозвучал судейский свисток, он бросился в отчаянную атаку. Секундная стрелка обежала лишь круг по циферблату, когда борцы упали на ковер. В момент падения на весь зал прозвучал страшный хруст. Рассказывают, что Дитрих не понял, откуда взялся этот хруст, он начал осматривать всего себя — в пылу поединка иногда не чувствуешь боли от полученной травмы. Оба борца прекратили схватку, и судья, спохватившись, свистнул лишь тогда, когда Вильфрид увидел, что большой палец правой руки Медведя неестественно выгнут, торчит в сторону. Тренеры Медведя тоже с ужасом увидели его изуродованный большой палец. «Ну вот и все!» — наверняка мелькнула у всех представителей советской команды одна и та же жуткая мысль. — Сейчас снимется! Конец!» И они были абсолютно правы: с такой травмой не то что бороться — авоську из магазина трудно нести! Засуетились, перебирая перевязочные материалы, врачи. Но они опоздали, ибо Александр думал иначе: на глазах шокированных зрителей он сам с почти таким же хрустом вправил себе сустав и как ни в чем не бывало взглянул на судью, как бы приглашая его к продолжению поединка. Судья остолбенел. Недоуменно и оторопело пожав плечами, он дал свисток, и Александр пошел на немца, показывая и ему, что стойкостью и умением превозмогать боль не уступает спартанцам. Трудно сказать, почему растерялся сам Дитрих, но он растерялся! С той самой минуты его словно подменили. После атаки Медведя в ноги немец захромал и, вызвав врача, снялся с соревнований!


***


Александр Васильевич Медведь в прошлом году отметил 70–летний юбилей. Жизнь много раз испытывала его на излом, но борец всегда находил в себе силы. Вот и сейчас он рассказывает, как поддерживает свое здоровье. Пешие прогулки — это раз. А два... Вы удивитесь, но если не станете лениться, то, посетив бывший Дом физкультурников возле минского цирка, два–три раза в неделю обязательно можете увидеть Медведя на борцовском ковре. «Вожусь с молодыми и лучшей тренировки мне не надо».


***


Из–за чего у бронзового призера Олимпиады в Сиднее Дмитрия Дебелки начались проблемы с почками в 2003 году, до сих пор не знает никто. При обследовании у борца обнаружили смертельное заболевание — гломерулонефрит. Три года он ходил в забытьи. Буквально после месяца болезни Дима осознал очень страшную для себя реальность: спорт был тем единственным, что он умел. Дмитрий надеялся, что операцию сделают в 2004 году, но ждать ему пришлось очень долго — более двух лет. К этому времени состояние Дебелки стало близким к критическому. Он не мог пройти и 15 метров. Появлялась одышка, становилось плохо. Передвигался только маленькими отрезками с перерывами и отдыхом. Стала пропадать память. В конце лета 2006 года мама атлета, видя ужасное состояние сына, решила отдать Диме свою почку. Но ему позвонили из больницы...


После операции дела пошли на поправку. «Словно заново родился, — говорит Дмитрий. — То, что было, и то, что сейчас, — небо и земля». А пару дней назад Дмитрий устроился на работу в свою родную спортивную школу на должность инструктора–методиста. Помогает, подсказывает наставникам в тренировочном процессе. Тренируется Дебелка и сам, правда, при небольших нагрузках и с детьми... 8 — 10 лет.


***


Немногие знают, что ставший своеобразной иконой нашего спорта Александр Медведь на самом деле родом из украинского города Белая Церковь. В Минске, а точнее, в военном городке в Уручье, он оказался лишь будучи призванным в Советскую Армию. Определили в танковую часть, где на первых порах призывник удивил всех, забросив молот едва ли не с первой попытки за отметку второго спортивного разряда. Особая роль в появлении на мировой арене легендарного Медведя принадлежит ходившему в чемпионах Минской области лейтенанту Ивану Коцегубу. Именно он однажды искал себе спарринг–партнера и вызвал из ряда одетых в трусы и почему–то носки новобранцев крепко сбитого парня. А потом Медведь припечатал его к ковру...


— Эта схватка прошла здесь? — спрашиваем, оказавшись возле борцовского зала в армейском спорткомплексе в Уручье, у недавно вышедшего в отставку бывшего зампреда СКА Валерия Данилова.


Он разочаровывает: «Медведь начинал бороться в бараке, который строили еще немецкие пленные. Но его давным–давно снесли — на том месте сейчас школа. А вот в 60–е годы Александр Васильевич тренировался именно в этом зале».


Те, кто давно не был в Уручье, завидев нынешнее великолепие, поразятся. Вместо закрытого обшарпанного спорткомплекса выросло современное чудо. И в нем продолжают растить чемпионов.


***


Свой «лейтенант Коцегуб» был и в жизни еще одного белорусского борца–чемпиона: победителя мирового первенства–2005 «греко–римлянина» Алима Селимова. Звали его Малик Эскандеров, однако роль в жизни юного спортсмена из поселка Касумкент Сулейман–Стальского района Дагестана он сыграл еще более значимую.


В Мозырь Селимов попал случайно: поехал с друзьями отдохнуть к дальнему родственнику, да так и остался. Это он так говорит... На самом деле других шансов у подающего надежды спортсмена и не было. «Борьба в Дагестане в большом почете, но сделать спортивную карьеру невероятно трудно, — вспоминает Селимов. — Для того чтобы готовиться к турнирам и ездить на сборы, мне приходилось просить деньги: шел к тем, кто жил по местным меркам богато, и просил дать, сколько возможно, на тренировки». Долго такая ситуация продолжаться не могла, а потому за предложение «съездить в Беларусь отдохнуть у дальнего родственника — тренера по борьбе Малика Эскандерова» уставший от роли вечного просителя Алим ухватился не раздумывая.


«У этого парня был характер, — вспоминает Малик Эндижаевич. — Тогда было много проблем: в Чечне шла война, и существовало негласное указание по возможности не прописывать выходцев из тех мест. Чтобы обойти этот запрет, мне пришлось... усыновить Алима и поселить его у себя дома!»


***


Олег Караваев начал заниматься борьбой в 1952 году, как раз советская сборная впервые приняла участие в Олимпийских играх. Парню было 16 лет, сейчас бы его почти наверняка списали за «старость», однако качеств, необходимых для настоящего борца, он и тогда имел в достатке. Пластичен, резок, силен. Так и шел Караваев по коврам со своим неповторимым стилем. Уже в ранге чемпиона Игр 1960 года он принял участие в командном чемпионате СССР по классической борьбе. Помещение минского цирка, где проходили эти соревнования, как свидетельствуют очевидцы, не смогло вместить всех желающих. Все хотели увидеть в деле Коридзе, Гуревича, однако больше всех аплодисментов удостоился Караваев. Да и как могло быть иначе — земляк! Пройдет еще 17 лет, и это слово назовут одной из причин смерти нашего первого олимпийского чемпиона в борьбе. Отзывчивый Караваев «благодаря» разного рода «землякам» вошел в крутое пике...


***


Кощунственно звучит, но в феврале 88–го эпицентром массовых погромов в Сумгаите стал квартал, прилегающий к улицам Дружбы и Мира. Советский Союз в мирное время никогда не переживал того, что произошло потом. Банды численностью от 10 до 50 и более человек слонялись по городу, били стекла, поджигали автомобили... Еще страшнее было в Баку, где 13 января 1990 года толпа азербайджанских националистов из примерно 50 тысяч человек, вышедшая с митинга на площади Ленина, разделившись на группы, стала методично, дом за домом, «очищать» город от армян». Начались двухдневные погромы, людей выбрасывали с балконов верхних этажей, толпы нападали на армян и забивали их до смерти. Для подавления беспорядков в ночь на 20 января в город были введены части Тульской дивизии ВДВ под командованием полковника Александра Лебедя. Операция получила кодовое название «Удар». В ходе уличных боев солдат с ополченцами «Народного фронта» погибли мирные граждане. Целью военных был бакинский порт, где, по сведениям разведки, находился штаб «Народного фронта». Он размещался на теплоходе «Сабит Оруджев».


Примерно за год до этих событий однофамилец человека и парохода — бывшего министра газовой промышленности СССР, лауреата Ленинской премии Сабита Оруджева Вугар Оруджев подошел к своему тренеру с просьбой уехать подальше от войны. Георгий Джангиров сделал несколько запросов и после недолгих согласований (Георгий Арутюнович сегодня говорит: «У нас было два дня на сборы») вместе с учеником отправился в Гомель. Дальше было размещение в динамовском общежитии, обыкновенная жизнь, победа на чемпионате мира 1991 года и «бронза» на Олимпиаде в Барселоне.


***


Иосиф Чугошвили — единственный наш борец, который хорошо говорит на белорусском языке. Тут вот ведь какая история. Когда Иосифу было 8 лет, его отец шофер–«дальнобойщик» решил перевезти семью из Тбилиси в Минск. «Непросто тогда было, — выгибая густые брови, добродушно признается 120–килограммовый здоровяк. — Я же ни слова по–русски не знал. А тут в школу надо... Да что там школа — во дворе не мог ни с кем познакомиться!» Учить букварь маленький Иосиф отправился в Тбилиси к бабушке... А потом в поселке Гатово, где поселилась его семья, в школе оказались свободные места только в белорусскоязычном классе.


***


Бувайса Сайтиев и Мурад Гайдаров — земляки. Оба родились в дагестанском Хасавюрте, там и начали заниматься борьбой. Сайтиев — двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы. Гайдаров — его антипод. Он долгое время боролся в составе российской сборной, затем начал выступать под флагом Азербайджана, не смог попасть на Олимпиаду в Сиднее, вернулся в Россию, откуда попал в Минск. В 2003 году на чемпионате мира в Нью–Йорке они боролись друг с другом в финальной схватке. Тогда судьи отдали победу Бувайсе и тем самым поднесли к пороховой бочке фитиль. На Олимпиаде в Афинах пути Гайдарова и Сайтиева пересеклись в четвертьфинале. Основное время завершилось вничью. Судья поставил атлетов в скрестный захват, и надо же: телекартинка убеждала в том, что первым он разорвался у россиянина, однако вопреки всем борцовским правилам он же был назван и победителем. После окончания поединка в подтрибунном помещении борцы сошлись в рукопашной...


Сайтиеву — нынче 33. «Болячки» и усталость потиху стали брать верх. Непобедимый чемпион на одном из чемпионатов мира попросту «поплыл». Однако же на беду Гайдарову в Хасавюрте вырос еще один борец — Махач Муртазалиев. Гайдаров уже успел уступить ему на недавнем чемпионате Европы.


***


Прославившийся лихой поездкой по Лазурному берегу, в ходе которой разбился сам, разбил девушку, очень похожую на телезвезду Тину Канделаки, разбил «Феррари» стоимостью полмиллиона долларов, выходец из Дагестана миллиардер Сулейман Керимов возглавляет попечительский совет российской федерации борьбы. Так вот, этот уроженец Дербента установил беспрецедентную премию в размере 500 тысяч долларов для каждого из российских победителей пекинской Олимпиады. Эта сумма может увеличиться вдвое, если борцы из России завоюют в Китае в общей сложности не меньше десяти золотых наград. Борьба за такие деньги еще не велась на одном только ковре. И вот уже читаем, что на прошлогоднем российском первенстве на трибунах московского дворца «Дружба» возникло несколько драк. В январе в Красноярске на турнире «Иван Ярыгин» в полуфинальной схватке между олимпийским чемпионом 2004 года, действующим чемпионом мира дагестанцем Мавлетом Батировым и чемпионом мира 2005 года осетином Аланом Дудаевым (до 60 кг) судьи отдали победу Дудаеву. Секундант Батирова начал протестовать, но на него никто не обратил внимания. Тогда отец и тренер Мавлета Батирова выбежал на ковер и попытался увести с него сына. Завязалась потасовка с участием команд Дагестана и Северной Осетии. Батирова–старшего окружили омоновцы и удалили с ковра. Когда турнир возобновили, судьи утвердили победу Дудаева, а Батиров–старший запретил младшему сыну Адаму, который вышел в финал в той же категории, участвовать в соревнованиях...


***


Участник двух последних Олимпиад в составе сборной Беларуси Герман Контоев оставил большой спорт после выступления в Афинах. Вместо него в Минск из Якутска приехал его брат Александр. Он подавал неплохие надежды, выступая за сборную России, был призером чемпионатов Европы и мира, но несколько месяцев назад проиграл борьбу внутри белорусской сборной. Уехал сдавать экзамены в институте в Якутске. Команда ждала его возвращения к 1 апреля, да только до сих пор нет его в Минске.


Звоним в Якутск. На проводе — Герман Контоев.


— Чем занимаетесь?


— Вместе с братом перегоняем из Японии машины. Пока я молодой, надо деньги зарабатывать.


— А что же спорт?


— У нас этим на жизнь не заработаешь. А у меня полтора года назад дочь родилась...


— Вы не пытались уговорить Германа Контоева остаться в Беларуси? — вопрос к одному из тренеров нашей сборной Валентину Мурзинкову.


— Мы сделали ему предложение, но он от него отказался. Герман сам знает, где ему лучше.


***


14 августа 2005 года в Якутске отмечали День физкультурника. Около 23 часов в клуб «Спорт–хаус» с другом вошел Герман Контоев. Далее следует его рассказ: «Когда я вышел на улицу подышать воздухом, увидел, что какие–то парни — человек пять — привязались к молодым борцам, ребятам из училища олимпийского резерва. Они пытались снять с них бейсболки, всячески унизить их. Одного из борцов кто–то толкнул в лицо, и началась драка. Спортсмены оказались сильнее, и парни убежали. Как оказалось, они побежали за подмогой и привели с собой человек 20. Эта толпа вошла в клуб и начала всех избивать — кулаками. Я хотел остановить их, разнять, но меня никто не послушал. У меня с собой был пистолет «Макарыч» (пистолет классифицируется как газовое оружие, стреляющее травматичными резиновыми пулями. — Ред.). Вытащив его, я начал им махать, чтобы отрезвить дерущихся. Это подействовало, и толпа вышла на улицу. Но на улице драка возобновилась чуть ли не с удвоенной силой. Видя это, чтобы остановить толпу, я несколько раз выстрелил в воздух. Те ребята, неспортсмены, убежали. А потом снова вернулись. На этот (третий) раз их уже было человек 70. Они были с битами, металлическими прутьями, камнями, у некоторых, кажется, были ножи. Нельзя говорить, что это были только нюрбинские и чурапчинские. Там были представители разных улусов — и сунтарские, и усть–алданские... Я все пытался остановить дерущихся, сделал еще несколько выстрелов в воздух. Потом, видя, что это бесполезно, а также из–за того, что многие кидались друг в друга камнями, зашел обратно в клуб».


Герман Контоев не говорит, что после завершения драки возле «Спорт–хауса» был обнаружен труп мужчины азиатской внешности, который был убит выстрелом в грудь. Им оказался 23–летний уроженец Нюрбинского улуса. Милицией было изъято охотничье ружье. Однако суда до сих пор не было. Контоева как одного из свидетелей много раз вызывали в прокуратуру, но стрелявшего пока так и не нашли...


***


Александр Медведь — в постоянном поиске. Он ищет пути и находит решения. Простите за каламбур, но он борется за успехи в борьбе. В 1992 году, пользуясь своей дружбой с тренировавшим тогда Объединенную команду Иваном Ярыгиным, Медведь буквально настоял на включении в олимпийский состав гомельчан Сергея Смаля и Вугара Оруджева. И сколько еще таких случаев, когда при прочих равных условиях, чью-то судьбу решал его авторитетный голос?!


***


Вугара Оруджева мы разыскали в Нью–Йорке. Кавказец, говорящий с английским акцентом, — голос в телефонной трубке звучит по меньшей мере экстравагантно. Но Вугар откровенен, и это снимает многие вопросы.


В 2000 году его супруге повезло выиграть в лотерее «Грин–карту». Сперва жили в Калифорнии, несколько лет назад перебрались в Нью–Йорк. Вугар нынче тренирует студентов по американской разновидности борьбы — так называемому college wrestling.


О Гомеле у него самые теплые воспоминания. Он говорит о своем единственном тренере Джангирове и передает привет Смайлу. «Кому–кому?» — «Извините. Серебряному призеру барселонской Олимпиады, человеку, с которым мы жили в одной комнате, Сергею Смалю».


Жена–мозырянка подарила Оруджеву троих сыновей. Старшему из них столько, сколько прошло лет со времени последней Олимпиады, на которой советские борцы выступали в одной команде. 16–летний младший Оруджев недавно выиграл чемпионат штата Нью–Йорк...


Из далекого Лонг–Айленда Вугар Оруджев просит обязательно сказать белорусским борцам, что верит в их будущие победы.


Главное — бороться.


Кстати


На I Олимпийских играх современности в 1896 году еще не было единых утвержденных правил проведения схваток, не было также и весовых категорий. Стиль, в котором соревновались атлеты, был близок к сегодняшнему греко–римскому, однако разрешалось хватать соперника за ноги. Разыгрывался всего один комплект медалей среди пятерых спортсменов, причем только двое из них соревновались исключительно в борьбе — остальные принимали участие в соревнованиях и по другим дисциплинам. Все соревнования проходили на открытом воздухе и должны были пройти все в один день, 10 апреля, однако во время финала между немецким гимнастом Карлом Шуманом и греческим борцом Георгиусом Цитасом начало темнеть и схватку перенесли на следующий день. 11 апреля финальный поединок был продолжен, в нем победил Шуман.


Из истории вопроса


Скандалы с участием борцов возникали на Олимпиадах всегда. К примеру, в 1912 году в Стокгольме шведские распорядители назначали в пары лучших и по возможности равных по силам противников и, когда по истечении часа борьбы победитель не выявлялся, обоим засчитывали по поражению. Таким образом, лучшие борцы не смогли дойти до финала, а шведские спортсмены, назначаемые против заведомо слабых противников, побеждая их (большей частью благодаря своеобразно толкуемой системе очков), попадали в полуфинал. Только с этого этапа борьба шла до полной победы. Макс Клейн из России стал победителем многочасовой полуфинальной схватки (она продолжалась более 10 часов), но ему не позволили даже отдохнуть перед финалом... Представитель команды России генерал Воейков подавал организаторам официальную просьбу об этом, да толку было немного. Победил в Стокгольме швед.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter