В открывшемся в городе Логойске фирменном магазине борисовских товаропроизводителей на реализуемые продукты питания применяется десятипроцентная торговая скидка
Сначала было слово. К председателю Логойского райисполкома Ивану Магеру обратился его борисовский коллега с просьбой об открытии в универсаме «Замковый» фирменной секции мясокомбината. В ответ тот внес встречное предложение: открыть фирменный магазин, но с условием, что в нем будет представлена продукция всех борисовских товаропроизводителей. На том и порешили, а через несколько дней в Логойске высадился десант представителей перерабатывающих предприятий города на Березине. Изучили обстановку, просчитали варианты, и процесс, как говорится, пошел. Тем более что не возражала член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председатель правления Логойского райпо Ирина Парахневич, в одном из продовольственных магазинов которого предполагалось организовать фирменную торговлю.
— Наш пример, — говорит Ирина Михайловна, — свидетельствует о том, что слухи о так называемых межрегиональных торговых войнах сильно преувеличены. Во всяком случае на Логойщине мы стремимся наиболее полно удовлетворить различные покупательские запросы. Единственное требование к товаропроизводителям, чтобы поставляемая продукция была качественной, востребованной и устраивала по ценовому фактору.
Понадобилось не более недели, чтобы перепрофилировать бывший продовольственный магазин райпо «Меридиан» в фирменный. Обошлись, так сказать, малой кровью. Два холодильных ларя поставил Борисовский мясокомбинат. «Фирмачи» также позаботились о броской наружной рекламе с подсветкой – вывеску в сжатые сроки изготовили на ЧУП «Завод «Белкооппрогресс» Белкоопсоюза. Остальное торговое оборудование приобрело и установило райпо, в ведении которого остался магазин. На первый взгляд все достаточно просто. Тем не менее, призналась Ирина Михайловна, поначалу были некоторые сомнения в целесообразности подобной метаморфозы. Ведь расположенный в центре города рядом с универсамом «Замковый» магазин «Меридиан» отнюдь не был обузой для потребительского общества. Фактически он являлся дежурным с режимом работы с 7.00 до 23.00. Здесь трудилось пять человек, среднемесячный товарооборот составлял 70—80 миллионов рублей, а в июле прошлого года даже вышли на рекордный показатель в 122 миллиона рублей. И это, заметьте, несмотря на маленькую, всего лишь в пятьдесят квадратных метров, торговую площадь.
— Все это так, — продолжает Ирина Парахневич, — но время сейчас такое, что требуются новые подходы в организации дела. При этом главным критерием должно выступать наращивание объемов торговли, в целом повышение эффективности кооперативной деятельности.
Для такого утверждения у Парахневич имелись веские основания. Ведь даже в таком экономически благополучном райпо, как Логойское, по итогам работы за два месяца нынешнего года темп роста товарооборота составил 108,2 процента в сопоставимых ценах, что несколько ниже доведенного прогнозного показателя. В действующих ценах, правда, темп роста равен 125 процентам. В денежном же выражении по сравнению с соответствующим прошлогодним периодом выручка увеличилась почти на два миллиарда рублей, вплотную приблизившись к 10 миллиардам. Поэтому, думается, по-разному можно оценивать достигнутые результаты. Но верно также и то, что сегодня нельзя останавливаться на достигнутом, чтобы потом не пришлось наверстывать упущенное. А ничего, как известно, нет хуже, чем ждать и догонять. Поэтому в Логойском райпо стремятся действовать на опережение, и такая практика себя полностью оправдала. По самым скромным прикидкам, розничный товарооборот в «Борисовском крае» — такое название получил фирменный магазин – увеличится по сравнению с прежним не менее чем на 20 процентов. Ведь в нем представлена продукция ведущих предприятий – производителей Борисовского района. Колбасные изделия и копчености от ОАО «Борисовский мясокомбинат», молочные изделия – ОАО «Борисовский молочный комбинат», плодоовощные консервы, соки – ОАО «Борисовский консервный завод», мороженое – ЗАО «Борисовдетспецпродукт», плодово-ягодное вино – РПТУП «Веселово», мука, хлебобулочные изделия – УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов», макаронные изделия – филиала «Боримак» этого же комбината. Во время открытия магазина была организована дегустация фирменной продукции, которая, судя по восторженным отзывам многочисленных местных жителей и гостей города, пришлась им по вкусу.
Впрочем, и в самом магазине от покупателей, что называется, отбою нет. Заместитель председателя правления Минского облпотребсоюза Андрей Улезло, которого попросил поделиться впечатлениями от нового объекта торговли, в целом остался доволен тем, как здесь организовано дело. По мнению Андрея Михайловича, если кооператорам удастся поддерживать работу фирменного предприятия торговли на соответствующем уровне, у него просматриваются неплохие перспективы. Думаю, с этим проблем не будет. Ведь в «Борисовском крае» остался в полном составе трудовой коллектив из прежнего «Меридиана». Все продавцы опытные, у заведующей магазином Татьяны Довгаленок трудовой стаж в потребкооперации, например, составляет семнадцать лет.
По моей просьбе она перечислила ассортимент реализуемых колбасных изделий и копченостей. Нет, видимо, надобности все называть, перечень достаточно внушителен. Одних только высшего сорта вареных и сыровяленых колбас насчитали четырнадцать и двенадцать наименований соответственно. А еще ведь различные сосиски и сардельки, мясные деликатесы… Причем, подчеркнула Татьяна Довгаленок, колбасные, мясные, хлебобулочные изделия, молочная продукция будут завозиться в магазин ежедневно и, судя по всему, на прилавках не залежатся. Кстати, уже первый покупатель приобрел именно палочку сыровяленой колбасы, которая обошлась ему в 26 тысяч рублей. В соседнем универсаме «Замковый», в других городских торговых предприятиях, для сравнения, пришлось бы раскошелиться на большую сумму. Дело в том, что в «Борисовском крае» на все реализуемые «фирменные» продукты питания применяется десятипроцентная торговая скидка. Есть здесь и отдел сопутствующих товаров, где представлены соль, сахар, кондитерские изделия, чай… Без этого, пояснила Татьяна Довгаленок, никак нельзя. Покупатель, придя сюда, должен иметь возможность приобрести любой товар, который предусмотрен в ассортиментном перечне продовольственного магазина.
Замечу, что режим работы в «Борисовском крае» остался прежним — с 7 до 23 часов, тогда как универсам «Замковый», например, открывается на два часа позже и закрывается на час раньше. Не хотелось бы заглядывать далеко вперед, но, на мой взгляд, предприятие торговли будет востребовано у жителей и гостей Логойска. Если же отойти от чисто экономических показателей, то в данном случае имеем яркий пример удачного регионального сотрудничества, и тамошний опыт, думается, неплохо было бы распространить в целом в республике. Ведь, по большому счету, это и есть реальная забота о покупателе, которому должно быть предоставлено право выбора отвечающей его вкусам и запросам продукции.
У Ирины Парахневич между тем уже новая идея: открыть в райцентре аналогичный фирменный магазин, но уже по реализации непродовольственных товаров лучших производителей Минщины. А еще в ближайших планах — открытие пиццерии, боулинга с целью привлечения на объекты потребкооперации молодежи. Ну а самым грандиозным проектом, безусловно, является торговый центр, строительство которого сейчас ведется ударными темпами. Его открытие приурочено к 3 июля — 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Уже и название имеется. Предполагается, что это будет «Логойский пассаж» — изысканно и со вкусом!