Борьба за воздух на земле. Кому выгодна ликвидация «КД Авиа»

Четыре миллиарда бюджетных рублей, перечисленных  авиакомпании  «КД Авиа» в рамках  программы адресной помощи предприятиям, имеющим стратегическое значение,  застряли на счетах администрации Калинин-градской области. В чем причина невыполнения решения правительства? 
Анклавное географическое положение Калининградской области делает для нее воздушный транспорт основным средством доставки пассажиров и грузов. Близость  территории области к странам Европы позволяет использовать аэропорт Калининграда в качестве удобного пересадочного узла (т.н. хаба) для авиационного сообщения регионов России с европейскими странами. Еще в 2005 году руководством страны была поставлена задача улучшить  транспортную сообщаемость с Калининградской областью. Перед руководством авиакомпании ставилась задача: снизить стоимость авиабилетов и  сделать доступным авиатранспорт для населения  области за счет прибыли, получаемой от  транзитных потоков. В июне 2007 года была запущена в эксплуатацию первая очередь пассажирского терминала аэропорта Храброво и начато выполнение рейсов в рамках транзитной российско-европейской транспортной системы. Авиапассажиры из двенадцати регионов России могли прилететь в Калининград  и через час-два улететь практически во все страны Европы.  В прошлом году  пассажиропоток составил внушительную цифру – более полутора миллионов человек. Основным кредитором проекта стало ОАО «Банк «Санкт-Петербург», на долю которого приходится 75 процентов акций «КД Авиа».
Но с 1 сентября 2009 года авиакомпания «КД Авиа» прекратила продажу билетов на свои рейсы и официально уведомила Федеральное агентство воздушного транспорта о невозможности выполнять обязательства перед пассажирами.  Авиакомпания имеет задолженности перед персоналом, лизингодателями, российскими и европейскими аэропортами, аэронавигационными службами, Пенсионным фондом РФ. Кредиторская задолженность компании составила 14 млрд рублей, при том, что выручка за 2008 год не превысила 6,5 млрд рублей.
Ситуация, сложившаяся в  компании «КД Авиа», обсуждалась на  заседании Комитета по транспорту Госдумы РФ. Член совета директоров «КД Авиа» Сергей Грищенко сообщил, что первый серьезный удар по авиакомпании был нанесен в 2007–2008 годах, когда  произошел резкий рост цен на керосин. Второй удар  по «КД Авиа» нанес экономический кризис. Руководство авиакомпании обратилось в правительство с просьбой выделить средства по программе поддержки стратегических предприятий. Деньги в сумме 4 млрд рублей были  перечислены в ОАО «Банк «Санкт-Петербург»,  а оттуда переведены в Калининградскую область. Третий удар авиакомпания получила, откуда меньше всего ожидала.  Деньги затерялись в администрации Калининградской области, которая, казалось бы, должна быть  кровно заинтересована в развитии хаба. «Помогите нам найти деньги и возобновить реконструкцию аэропорта», – обратился к депутатам С. Грищенко. 
История с 4 млрд рублей, застрявших на каких-то таинственных счетах,  заставляет вспомнить руководителя финансовой пирамиды «Гермес» Валерия Неверова, который, как  чеширский кот из «Алисы в Стране чудес», сам исчез, а  его улыбка осталась. Помнится, печально известный герой девяностых годов любил говаривать: «Один рубль, вложенный в политику, приносит сто рублей прибыли». Живучесть этой истины подтверждает комментарий заместителя председателя Комитета по  транспорту Госдумы РФ Сергея Гаврилова, данный им «Транспорту России». По его мнению, заминка с перечислением 4 млрд рублей объясняется усилением конкурентной борьбы между крупнейшими авиаузлами России. «В условиях кризиса пассажиропоток в  полтора миллиона человек, который  прошел через  «КД Авиа» в прошлом году, очень лакомый кусок для аэропортов Домодедово, Внуково  и Шереметьево. В Пулково тоже строится крупный хаб, и ему тоже нужны пассажиры», – считает он.
По информации заместителя министра транспорта РФ Валерия Окулова, за первое полугодие этого года выручка компании составила 1,5 млрд рублей, себестоимость – 3,5 млрд рублей. «Таким образом, за полгода убыток компании составил 2 млрд рублей», – заявил он за заседании Комитета по транспорту Госдумы.
Позицию замминистра, руководившего до недавнего времени компанией «Аэрофлот», разделяет министр по развитию инфраструктуры Калининградской области Александр Рольбинов. «Кредиторская задолженность компании составляет 14 млрд рублей. В этих условиях нельзя ожидать, что помощь, выделенная государством, будет потрачена эффективно. Компанию восстановить в прежнем формате невозможно», – полагает он.
Предпринимательское сообщество внимательно следит за ситуацией с «КД Авиа». Нужно понимать, что  энтузиастов, готовых войти в такой сложный бизнес, как строительство хабов, остается в России очень мало.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter