Конкуренция в ЖКХ: как не допустить, чтобы экономия была в ущерб качеству?

Борьба за чистую монету

Нужны ли частники в ЖКХ?


Качество по честной цене — чтобы эти два слагаемых присутствовали на рынке, нужна конкуренция. На ее создание и были направлены меры последних лет в сфере ЖКХ. В конце прошлого года частникам доверили уборку подъездов. Но не всем приход нового игрока пришелся по душе: в некоторых районах на частников обрушился шквал жалоб. Что это — провал эксперимента или издержки неопытности?


Найти клининговую компанию труда не составляет — только в Минске десятки объявлений. Стандартная уборка помещений обойдется в среднем от 0,70 до 6 рублей за квадратный метр, однако речь идет о квартирах, офисах, коттеджах. Что насчет мытья подъездов? Делаю несколько звонков. Из десяти компаний за эту работу готовы взяться шесть. Но есть свои нюансы. В одной из фирм сразу задали вопрос: с кем заключать договор? По словам консультанта, к ним поступает немало обращений от тех, кому не нравится вариант, предложенный ЖКХ, и вопрос заключения договора — ключевой. 

— Вы должны понимать, что, если это будет в частном порядке, то в подъезде нужно назначить ответственного, который будет собирать деньги с жильцов.

Вариант предлагают такой: уборщик приходит ежедневно, но убирает только по одному этажу. В расчете на девятиэтажку из 36 квартир можно уложиться в 200 рублей в месяц (примерно 5,55 рубля с квартиры). 

Говорить, что частники не готовы браться за грязную работу, не приходится. Но вот примечательный факт: в стране около 200 клининговых компаний, при этом на конкурсы служб заказчиков заявлялись только две. В некоторых районах им удалось получить огромные участки работы — к примеру, в Ленинском районе ОДО “Клининг-Плюс” получило сразу все жилые дома, в Московском районе территория 9 ЖЭСов досталась ООО “Чистый свет плюс”. Впрочем, ненадолго — на этой неделе компании доработали последние дни на этих участках. После трех месяцев работы с компанией “Чистый свет плюс” расторгли договор, а “Клининг-Плюс” существенно сократило объемы.

Почему? Анна Хуторская, заместитель директора по благоустройству и санитарному содержанию территории ЖКХ Московского района Минска, где работала компания “Чистый свет плюс”, рассказывает:

— Мы расторгли договор из-за некачественного оказания услуг. Они взяли слишком большой объем. В итоге не успели набрать людей, не справились с выкаткой мусорных контейнеров. Однако хочу подчеркнуть, что там, где удалось наладить процесс, сработали хорошо. В целом прижиться в ЖКХ частнику непросто. Поддержание санитарного состояния мест общего пользования — это всегда комплекс услуг. И частнику нужно учитывать это — работать в одном направлении сегодня недостаточно.

У частников — свои нарекания. По словам директора ООО “Чистый свет плюс” Светланы Шаранович, уборка подъездов — один из наиболее недорогих и непростых видов услуг. К тому же сюда вошли еще и выкатка контейнеров, пробивка стволов мусоропроводов, уборка крылец, в то время как у работников нет доступа к помещению для переодевания, к воде. Но даже с учетом этих условий частник работать готов:

— Провалы, безусловно, были. Но мы пришли на этот рынок первыми и понимали, что такой вариант возможен. Наша задача — сформировать конкурентоспособную среду, в которой и дальше смогут работать частные компании. Мы зашли в четыре района и проблемы у нас возникли только в Московском, потому что 450 домов — объем действительно огромный. Без опыта с ходу идеально выстроить систему не возможно.

Интересный вопрос — цена. Согласно условиям тендера она должна быть не выше норматива — 53 копейки с жильца. Недорого? Участие частников помогло сбить ее в некоторых случаях еще на 30%, говорит Светлана Шаранович:

— За эти деньги можно выстраивать работу. Мы немного изменили технологию — теперь используем бригадный метод. Так что цену можно двигать.

Собственно, снижение цены и было одной из задач запуска частников на рынок коммунальных услуг. Массовый приход таких компаний начался относительно недавно — после реорганизации системы, когда функции заказчика и подрядчика были разведены по разным организациям. В каждом районе города появились КУП ЖКХ, а ЖЭСы стали отдельными подрядными структурами. А самое главное — многие услуги стали предоставляться на конкурсных условиях. Заместитель генерального директора по идеологической работе ГО “Минское городское жилищное хозяйство” Алексей Герасимчик говорит:

— Частники подают заявки на участие практически по всем видам услуг — чаще всего по санитарной уборке мест общего пользования, придомовой территории, капитального и текущего ремонта. 

Переход к новой системе дал эффект. Только благодаря конкурсам по ряду услуг удалось сэкономить 20,3 млн деноминированных рублей, а на проведении торгов по капремонту — 44 млн рублей. Это все — бюджетные деньги. Часть из них вернулась в казну, часть направили на увеличение объемов работ — к примеру, замену лифтов, ямочный ремонт и так далее, поясняет Алексей Герасимчик:

— Что же касается качества выполняемых работ, служба заказчика осуществляет за этим контроль. Оплата зависит от того, как подрядчик — государственный или частный — справился с задачей. Здесь по итогам прошлого года удалось сэкономить около 5 млн деноминированных рублей. 

Исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости в Беларуси Геннадий Каленов говорит, что ситуация у нас сложилась парадоксальная: жильцы в 95% случаев являются собственниками жилья, но управление общим имуществом совместных домовладений берет на себя государство:

— В западных странах наладить управление жильем — это обязанность собственника. Здесь выстроена прозрачная система, развит рынок профессиональных управляющих. Однако отличается и структура рынка жилья: если в странах Евросоюза это преимущественно арендные и кооперативные дома, то у нас превалирует совместное домовладение. А быстро изменить структуру городского жилья невозможно — для этого нужно 50—60 лет. 

Рубить сплеча — дело опасное. Это доказал опыт России. Там на откуп частникам передали почти весь сектор жилищно-коммунальных услуг, в том числе управление жилым и нежилым фондом. Это породило ряд проблем — как грибы после дождя начали расти серые компании, а жировки для жильцов стали необоснованно тяжелеть. 

Алексей Герасимчик говорит, что сейчас одна из главных задач — снижать издержки и увеличивать долю возмещения населением оплаты услуг ЖКХ без роста тарифов, не считая ежегодного увеличения жировок на 5 долларов в эквиваленте:

— К примеру, за счет всех проведенных мероприятий по совершенствованию системы ЖКХ удалось снизить себестоимость по техобслуживанию — в результате доля возмещения населением по этому виду услуг выросла до 92%. В этом направлении мы и будем двигаться дальше.

Что же касается расширения доли частников — сегодня практически по всем видам услуг рынок для них открыт. Те, кто видит возможность работать, охотно ею пользуются. Не всегда все идет гладко — но поначалу нужна притирка и оценка своих сил. Главное, что система работает: там, где услуга выполняется хорошо, за нее платят и все довольны, в противном случае недобросовестному игроку находят замену и он уходит с рынка. Это ли не честная конкуренция?

Мнения


Юрий Дорогокупец, председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей:


— На рынке жилищно-коммунальных услуг должны присутствовать как частные, так и государственные компании. Сейчас здесь созданы рыночные условия, в которых выживет сильнейший — тот, кто не просто сможет предложить хорошую цену, но и обеспечит высокое качество услуг. Если частные компании хорошо себя зарекомендуют, они возьмут этот рынок. Однако сейчас есть случаи, когда частник не справляется и его обязанности возвращают ЖЭСу. Это говорит о том, что без госструктур пока не обойтись — они гарантируют подстраховку на случай, если частная компания не сможет наладить свою работу.

Сергей Балыкин, глава Ассоциации малого и среднего предпринимательства:


— На рынке должна быть конкуренция. Монополия или олигополия со стороны частника либо государства одинаково приводит к завышению цен и падению эффективности. Поэтому на рынке должно быть много игроков, а это может обеспечить лишь частный сектор. Однако в условиях, когда услуги ЖКХ дотируются, это сделать довольно сложно. Вероятно, стоит поставить вопрос, насколько эффективно эти дотации используются, существуют ли криминальные схемы перераспределения бюджетных средств? Существуют — подтверждением тому уголовные дела. Чтобы работа в сфере ЖКХ строилась эффективно, нужно пересмотреть систему предоставления дотаций.

gavrusheva@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter