Борьба сознаний

К выбору импортных идей необходимо относиться с долей скептицизма

Менталитет – как одежда: переоделся в чужую – испытываешь дискомфорт

Согласитесь, все, что происходит в мире, мы оцениваем исходя из собственных опыта и убеждений. Так, например, американцы считают поведение своей полиции идеальным, в то время как некоторые действия заокеанских «шерифов» вызывают шок в других государствах. Но население США их действия считает вполне логичными, правомерными, а большинство – справедливыми. Это сродни стилю одежды: мини-юбка на юге Европы останется незамеченной, в небольших консервативных городках северных государств вызовет некоторое недоумение и настоящий скандал — в арабских державах… Хотя все чаще приходится слышать о борьбе за эмансипацию слабого пола то в Иране, то в Пакистане под бурные аплодисменты «продвинутой» западной общественности.

Стремление внедрить «жизнь по западному образцу» на всем земном шаре не просто тяга к справедливости, а очередной этап экономической экспансии. Нет, большинство общественных деятелей, которые выступают миссионерами идей «всеобщей демократии и прав человека», — неглупые, искренние, но увлеченные люди. Они напоминают храбрых солдат на передовой, которые идут в атаку, доблестно сокрушают противника, но о конечной цели операции и не догадываются. Идеи — это товар, который продается, иногда дешево, в рассрочку и даже «доплатой». Но даже при первоначальных бонусах он приносит высокие дивиденды. Внедрение «штампованного» прозападничества – крепкий фундамент для экономического господства.

Приведу некоторые примеры. Долгие годы и десятилетия, особенно активно — с начала прошлого века, Западная Европа пыталась начать, кроме всего прочего, и культурную колонизацию Китая. Жесткий коммунистический режим Пекина несколько ослабил идеологическое влияние Запада, но вместе с инвестициями в страну пришли так называемые «западные стандарты». Технологии их внедрения – отдельный разговор. Но сегодня страна с многовековой историей, богатым моральным, религиозным и культурным багажом пересматривает их, как вышедший из моды гардероб. Конечно, не все почти 2-миллиардное население, пока только экономическая и частично политическая элита. Но именно эти люди (всего-то несколько десятков миллионов) интересуют Запад как потребители. Немало итальянских и французских домов мод «кормятся» практически исключительно с Китая, России и немного – арабских стран. На Европу приходятся мизерные объемы продаж, которые без мощной экспортной «подпитки» поставили бы на колени практически всю разжиревшую индустрию роскоши и гламура Старого Света.

А коснемся продуктов питания. Приучили нас, обывателей, что в ЕС – самая лучшая пища и самые современные и «правильные» технологии ее производства. Правда, все сложные стандарты не помешали года два назад итальянцам снабдить половину своих соседей сыром с плесенью – не благородной, а самого низкого пошиба, совсем недавно немцам — не только попотчевать кур сомнительным кормом, но и поставить мясо в торговые сети. А знаменитый абсент по содержанию сивушных масел медиками нескольких десятков стран не воспринимается как напиток, пригодный для внутреннего употребления… Но европейцы на самом высоком уровне занимаются пропагандой своего превосходства на планете всей. В итоге «держат за горло» львиную долю мирового продовольственного рынка: чаще косвенно, чем напрямую. Скажем, чтобы получить молоко класса экстра, вымя корове перед дойкой необходимо помыть специальным шампунем, естественно, западного производства: якобы другой не убивает всех бактерий. Хотя в деревне заботливо ухоженная буренка без всякой импортной химии дает отличное молоко, с которым по качеству потягается не всякий евросоюзовский фермер. Как авторитетно отметил директор одного из молокоперерабатывающих предприятий, здоровое животное всегда будет приносить молоко только сорта экстра. Но европейцы признают в стандартах не только конечные параметры продукта, но предусматривают и соблюдение технологий, которые по нескольким ключевым параметрам обязательно завязаны на их производство.

Это не значит, что все чужеземное плохо. Но к выбору импортных идей необходимо относиться с долей скептицизма. Если разумный человек увидит брошенный на мусорке или просто на лавочке новый костюм или стиральную машину, то сразу не потащит их в дом: сначала три раза подумает, взвесит, по каким причинам отличная вещь оказалась бесхозной, ощупает ее, по сторонам оглянется – не скрывается ли «подвох в кустах»… И только после интеллектуальной всесторонней экспертизы решится на присвоение предмета. Запад меркантилен по своей сути, а в общении с внешним миром – вдвойне. В одной фразе эту психологию выразила героиня фильма Бодрова: «Здесь вообще все просто так, кроме денег».

Сегодня европейцы из демократии и прав человека делают идолов, которым призывают слепо поклоняться, обещая корректировать процесс соблюдения ритуала, не вдаваясь в суть процесса, готовы подсказывать правильные действия. Например, оценивать, какие действия демократичны, а какие нарушают права человека. Естественно, с большой долей казуистики и лукавства. По «Евроньюс» показывали, как немецкий полицейский «демократично», но откровенно бил кулаком по лицу, а потом стаскивал за шкирку со шпал участника акции протеста против радиоактивных отходов. Местный начальник правоохранительных органов, правда, отметил: возможно, в некоторых моментах палку и перегнули, но в целом полиция действовала правильно и «в рамках». Просто достали немецких властей «зеленые».

Согласен, в Берлине периодически дозволяется побуянить некоторым политическим группам, известным своими радикальными взглядами. Но из новостей складывается впечатление, что такие акции, несмотря на свою шумливость, серьезных материальных последствий не имеют. Чисто внешне это напоминает этакий поединок дворовой шпаны: вроде и дерутся, но определенные правила соблюдают. Обычно страдает несколько десятков машин граждан, столько же витрин… Но когда на полную катушку работает система страхования, то все убытки простым гражданам и бизнесменам компенсируются по полисам, а финансисты потом через суд обдерут организаторов беспорядков, за которых расплатятся спонсоры. Все происходит чинно и благородно, с пониманием: за возможность проявить «общественный пыл» необходимо платить входной билет.

А теперь посмотрим на «экономику уличной демократии» с точки зрения белорусских реалий. Сегодня все экс-кандидаты в президенты дружно утверждают: четкого плана проведения акции не было. Допустим. С Запада, некоторые – с Востока кричат о мирных намерениях собравшихся на площади перед Домом правительства 19 декабря. Хочу увидеть документальные подтверждения. Например, данные «площадного» «экзит пола» с конкретными долями тех, кто пришел постоять молча, кто – поскандировать лозунги, а некоторые были способны и на большее… Лихо обозреватели расписываются за возможные действия и намерения 10 тысяч человек. Если бы после дискотеки по улице десяток-другой разгоряченных подростков шел, думаю, добрая часть «демократов» переместилась бы на другую сторону, от греха подальше. Все умные люди хотя бы краем уха слышали про эффект толпы, ее непредсказуемость и высокую степень агрессивности. А ведь все происходило в центре города: рядом целая сеть магазинов, ресторанов, несколько отелей… Неуправляемая молодежь могла бы сорвать злость на этих объектах. И кто бы платил за бесчинства? Со страховыми полисами в Беларуси дело обстоит хуже, чем в Германии…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter