Какую схему избавления от токсичных активов предлагают нам международные эксперты, и каким путем пойдет наша страна

Борьба с «плохими» долгами

В последнее время наша страна очень даже нравится экспертам международных организаций. В том числе и Международного валютного фонда (МВФ), миссия которого недавно окончила плановую работу в Минске. Зарубежные эксперты отмечают серьезные успехи государства в достижении макроэкономической стабильности. В том числе и за счет трансформации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Сейчас зарубежных экспертов больше всего беспокоят накопленные в экономике долги и наличие достаточно большого количества «плохих» активов. И эта проблема сейчас активно обсуждается в экспертном сообществе.

Рост«плохих» долгов давит на финансово-банковский  сектор и на рост экономики в целом

Без прямого копирования 

Да, с проблемными активами в стране у нас не все благополучно. И в частном, и в государственном секторе. Но нам в какой-то степени повезло. За последние два десятилетия и локально, и глобально мир не единожды входил в экономические штопоры и справлялся с разно­образными кризисами. Многие из них сопровождались ростом «плохих» долгов, которые давили и на финансово-банковский сектор, и на рост экономики в целом. Словом, в мире накоплен богатый опыт, как оптимально очищать экономику от «плохих» активов. И приватизация вместе с банкротством предприятий не являются панацеей. Несомненно, и эти процессы необходимы. Но они всего лишь один из инструментов. 

В целом же, как неоднократно отмечали зарубежные гости во время различных публичных выступлений, универсальной «микстуры» для лечения «плохой» задолженности как таковой не существует. И каждый регион у нас с этой болезнью боролся своими методами. Многое зависело от структуры экономики и проблем, которые в каждой стране были уникальными. Например, в Восточной Азии во время кризиса проблемную задолженность в основе своей генерировали крупные корпорации. А в Западной Европе — малый и средний бизнес. Корень «плохих» долгов тоже у каждого государства свой. Скажем, в Испании проблема платежей родилась из-за системных проблем в экономике: в сложные времена слишком многие предприятия не смогли выдерживать конкуренцию и остановили платежи по обслуживанию своих обязательств. И было достаточно вывести проблемные кредиты в специализированные агентства, чтобы банковская система получила второе дыхание и смогла начать эффективно работать с чистого листа. Правда, понадобилась докапитализация финансовых институтов. И без помощи государства, конечно, дело не обошлось. 

А вот в Восточной Европе испанская модель оказалась тупиковой. В некоторых государствах раз в 3­—4 года приходилось сталкиваться с реаккумуляцией «плохих» долгов. После экстренных мер спасения финансовый сектор снова начинал кредитовать не самые надежные компании и снова начинал обрастать «плохими» долгами. Справиться с проблемой удавалось только после принципиального повышения качества управления. И активами в целом, и повышением культуры в банковском секторе. Пожалуй, исключением являлась только Польша. Но когда там боролись с долговым кризисом в начале 1990-х, свое слово сказали сильное правительство и централизованное управление банковским сектором. 

Гордиев узел проблемы

Впрочем, в какой-то степени, несмотря на свою спе­цифику, все страны действовали по схожему алгоритму – «плохие» активы через те или иные механизмы аккумулировали и от них безжалостно избавлялись. В принципе, и в Испании, и в той же Польше это происходило через продажу на открытом рынке. Только в первом случае этим занималось созданное государством специализированное агентство. Во втором — банки сами занимались очисткой своих кредитных портфелей, для чего в их структуре были созданы специальные управления по работе с «плохими» долгами и отделены от кредитных подразделений. 

Каждая  ситуация  долгового  кризиса уникальна и для результативного разрешения требует своих подходов

Ведь в чем была основная проблема польского долгового кризиса: в определенный момент пропала корреляция между прибыльностью компаний и объемами кредитования. Проблемная задолженность быстро достигла чуть ли не половины банковских портфелей. И тогда ввели специальное законодательство, которое обязывало не просто работать с «плохими» долгами, но и в течение года либо каким-то образом реструктуризировать их, либо выставить на продажу на открытом рынке без объявления минимальной цены. Конкурсные продажи в экстренном режиме разрубили гордиев узел проблемы определения справедливой оценки «плохих» активов. Их стоимость определял покупатель. 

И спрос возник. Ведь законодательство позволяло не только конвертировать такие долги в акции или долю в уставном капитале предприятия, но также использовать для взаимозачетов. В условиях взаимных неплатежей этот инструмент показал неплохой эффект. Правда, в трансформации долгов в тот же капитал должно активно участвовать государство. Ибо при этом процессе больше всех теряют в поступлениях налоговые органы. И этот момент необходимо учитывать, чтобы изначально исключить обострение конфликта интересов. 

Давление приватизации

Что касается приватизации, то мнения международных экспертов зачастую расходятся. Вопрос оказался дискуссионным. Примечательно, что активно обменивались разноплановыми мнениями именно международные эксперты. Выяснилось, что у стран Восточной Европы богатый опыт в этом вопросе. Но далеко не всегда удачный. Например, в Венгрии почти двадцать лет назад приватизировали ряд стратегических компаний, в том числе подвергся разгосударствлению и банковский сектор. Правда, для начала его привели в порядок, реструктуризировали, чтобы найти наиболее выгодного покупателя. Но сегодня страна живет, скорее, под эгидой национализации. Частный собственник далеко не во всех случаях оказался эффективней государственного. 

Очень интересен польский опыт: в некоторых случаях даже потенциальная возможность приватизации положительно сказывается на работе компаний. Например, государственные банки принялись активно совершенствовать корпоративную структуру, систему управления, чтобы не попасть под руководство частных инвесторов. 

Стратегия — наша, совет — международный

Да, с проблемными долгами сложилась не самая благоприятная ситуация. Тем не менее процесс очищения экономики от «плохих» активов постепенно набирает обороты. Причем используем мы инструменты, признанные международными экспертами. В стране уже функционирует агентство проблемных активов, соответствующие подразделения давно созданы в банках. Недавно вступил в силу Указ № 200, который формирует рынок долгов. Давно ведутся планомерная работа по реструктуризации проблемных государственных предприятий и поиск для них стратегических инвесторов. 

Несомненно, наши инструменты и подходы несколько отличаются от европейских или азиатских. Но от этого они не становятся хуже или менее эффективными. Каждая ситуация долгового кризиса уникальна и для результативного разрешения требует своих подходов. Впрочем, в этом не сомневаются и зарубежные  эксперты. В последнее время взаимоотношения Беларуси с международными организациями складываются в прагматичном ключе.  Нашей стране необходимо выработать собственную поведенческую стратегию. И привлекать специалистов международных организаций целесообразно, но в качестве экспертов, чтобы они на основе компетенций и наработок в других странах помогли добрым советом в реализации национального плана очищения экономики от «плохих» активов. 

КОМПЕТЕНТНО

Светлана ДЕГТЯРЕНКО, начальник главного управления корпоративных отношений, владельческого надзора и обращения акций Госкомимущества:


— Последние три года в акционерных обществах активно внедряются элементы корпоративного управления. Вполне успешно реализуются пилотные проекты в ряде ОАО, привлекаются в наблюдательные советы независимые директора. Несомненно, качество управления улучшается. По крайней мере, в компаниях, в которых внедрялись современные управленческие принципы, ухудшения экономического положения не было замечено. Сейчас от непосредственного внедрения новой корпоративной культуры переходим к ее совершенствованию. Конечно, на успех и конкурентоспособность предприятия влияет множество факторов. И система корпоративного управления – только один из них. Тем не менее весьма важный для инвестиционной привлекательности актива. Особенно на зарубежных рынках капитала. Для международных экспертов принципиально, чтобы в ОАО было внедрено корпоративное управление. В противном случае зарубежные эксперты могут отказаться от участия в проекте. 

Конечно, переход на современные принципы управления компаниями и активами происходит не так быстро, как хотелось бы. Но планомерно движемся в этом направлении. И успехи отмечают и международные финансовые организации, которые в том числе оценивают и уровень корпоративной культуры. 

Если говорить о проблемных активах, то этот вопрос непростой и многосторонний. Сформирована большая рабочая группа, которая должна подготовить комплексный подход к решению этой проблемы. Уже в августе все предложения должны быть формализованы. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter