Радиоэлектронная борьба в современной белорусской армии

Борьба под знаком Скорпиона

Конфликты последнего времени показали, как выросли роль и значимость радиоэлектронной борьбы в современной войне
Конфликты последнего времени показали, как выросли роль и значимость радиоэлектронной борьбы в современной войне.

Перевод наземной подвижной станции помех СПН-30 из походного положения в боевое

В Вооруженных Силах нашей страны рэбовцы на особом счету — без них не обходятся ни одни учения. Пожалуй, именно здесь ощущаешь, что молчание — сила, с которой сложно бороться любому потенциальному противнику.

Первые радиодивизионы особого назначения были сформированы еще в 1942 году. Они сыграли важную роль в ходе Сталинградской битвы, потом участвовали в операции «Багратион». А вот после войны подразделения радиоэлектронной борьбы (РЭБ) расформировали. Казалось, что в них отпала необходимость. Но уже в 1950-е годы их создали вновь с понятными целями: мешать врагу и защищать свою систему управления. С тех пор список задач серьезно пополнился, но суть осталась прежней.

— За годы существования Вооруженных Сил наши воинские части приросли качественно и количественно, получили новую технику, и переоснащение продолжается, — вводит в курс дела начальник управления радиоэлектронной борьбы Генерального штаба Вооруженных Сил полковник Игорь Данильчик. — Мы учитываем то, что происходит сейчас в мире, основные тенденции в развитии радиоэлектронных средств связи, радиолокации, радионавигации, стараемся не отставать, обновляем парк техники.

Игорь Иванович отмечает: все же одна из основных задач войск РЭБ — радиоэлектронная разведка. Новый инструмент для ее ведения — отечественная разработка, комплекс радиотехнической разведки «Пеленг», — сейчас проходит опытную эксплуатацию в 16-м отдельном полку радиоэлектронной борьбы в Березе. В дальнейшем планируется закупка серийных образцов для оснащения воинских частей. В чем преимущество «Пеленга»? Он превышает возможности предшественников в разы. Позволяет отлично выполнять задачи в режиме пассивной радиолокации: фиксирует излучения от воздушных судов, а себя не обнаруживает перед противником.

Полковник Данильчик поясняет: с появлением новой техники не нужно отправлять большие подразделения для выполнения задач, можно обойтись небольшими маневренными группами, сформированными из одной-двух станций помех. Определение координат объекта ведется в автоматизированном режиме, информация выдается на командный пункт полка, где отображается на мониторах в режиме реального времени. На принятие решения времени становится больше, время реакции системы управления сокращается, а возможности по целераспределению увеличиваются в несколько раз.

Проводится радиотехническая разведка

Специалисты радиоэлектронной борьбы просчитали: за счет работы нового комплекса радиотехнической разведки и автоматизированного командного пункта, грамотной разведки и управления возможности, к примеру, 16-го полка радиоэлектронной борьбы возрастают на 15—20% даже без увеличения количества станций помех. Но это не значит, что с появлением новой старая техника списывается со счетов. Она проходит модернизацию на предприятиях государственного военно-промышленного комплекса и оборонного сектора. Игорь Данильчик отмечает, что ремонт и модернизация образца вооружения обходятся примерно в 60—70% от стоимости закупки нового.

— Изучив, какие средства радиосвязи могут быть у нашего потенциального противника на вооружении, мы выдали техническое задание на разработку станции помех. И в этом году разработка КБ «Радар» — станция радиопомех Р934УМ2 — принята на вооружение, — гордится Игорь Данильчик.

Одна такая станция заменит 4—6 своих предшественниц, ее экипаж выполнит задачи, с которыми раньше справлялся целый взвод. Благодаря этому повышаются возможности подразделений РЭБ без увеличения численности личного состава. 

Здесь служить престижно

Сегодня одна из основных систем навигации — спутниковая, которая используется всеми и повсюду, от навигаторов в смартфонах и автомобилях до грозной военной техники. Поэтому одна из задач РЭБ — использовать такие цели для радиоэлектронного подавления. Помогают в этом комплексы помех спутниковой радионавигации «Навес» (разработка КБ «Радар»), которые в этом году поступили на вооружение.

Но какой бы мощной и современной ни была техника, без навыков специалистов, управляющих ею, она бесполезна. Офицеры РЭБ обучаются в Военной академии на факультете военной разведки. Кроме того, в войсках рады парням, окончившим БГУИР и отличающимся хорошей технической подготовкой. А младших специалистов готовят в воинских частях, где они обучаются на технике, на которой проходят службу.

Об уровне подготовки можно судить по тому, что команда 16-го полка РЭБ заняла 2-е место среди 14 российских экипажей на соревнованиях специалистов РЭБ в этом году в Тамбове. Причем в нашей команде были парни, проходившие срочную службу, и задания они выполняли не на своей, а на российской станции помех, что было сложнее.

Командир 16-го отдельного полка радиоэлектронной борьбы полковник Юлий Гвоздь успехами военнослужащих доволен. Радуется, что и 60 новобранцев, которые уже прошли курс молодого бойца и приняли военную присягу, отличаются высоким уровнем интеллекта, физической подготовкой, желанием служить. Причем даже есть возможность отбирать новобранцев, так как тех, кто хочет служить именно в 16-м полку, немало.

— Что привлекает парней? Прежде всего — особенности службы, — рассуждает Юлий Гвоздь. — Наша задача — препятствовать проведению разведки воздушными судами противника и не допустить применения им оружия. Самолеты оснащены бортовыми радиолокационными станциями, которые ведут разведку, а наша техника препятствует им в этом. Когда специалисты РЭБ выполняют свои задачи, на дисплеях самолета, по которым экипаж ориентируется в пространстве, фактически ничего не видно. Это чем-то напоминает запуск в операционную систему компьютера вируса, который перекроет доступ к информации. Кстати, здесь служат и специалисты, занимающиеся техническим контролем и защитой информации, чтобы она не стала доступной противнику.

Сейчас военнослужащие проходят подготовку в классах, осваивают профессии, среди которых наиболее известные — связисты и операторы станций помех и командиры отделений станций помех. Чуть позже на полигонах их ждут тренировки на учебно-боевой технике.

На эмблеме 16-го полка не случайно изображен скорпион. Это насекомое способно ужалить птиц, так и рэбовцы ведут борьбу с самолетами, не уничтожая стальных птиц, а парализуя их систему навигации.

В современном мире учения и боевые операции без специалистов радиоэлектронной борьбы не обходятся. Благодаря навыкам рэбовцев срывается выполнение серьезных задач противника, поэтому этот род войск у нас не оставляют без внимания: на вооружении у них самая современная техника, а требования к подготовке специалистов постоянно возрастают.

pahomovich@sb.by

Фото предоставлены 16-м отдельным полком радиоэлектронной борьбы
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter