Борьба красной звезды и черной свастики до сих пор продолжается

Зона противостояния за последнее время расширилась не только в информационном пространстве, но все больше захватывает и культурную сферу, а также пространство символики. Это и неудивительно, поскольку теперешний момент можно назвать противостоянием тотальным, когда столкнулись не просто разные государства, а фактически идеологии и картины мира.

Причем борьба с символами происходит не менее яростно и плотно, чем с воинскими подразделениями. Особенно это видно на примере того, как страны западного блока или те, кто туда стремится, пытаются ограничить и запретить ту символику, которую они связывают со своими противниками.

В Молдове вводится запрет за георгиевские ленты, в ФРГ запрещают использовать изображения латинских букв Z и V, связываемые с поддержкой российской военной спецоперации в Украине, в странах Балтии также запрещается любая публичная, в том числе «символическая» поддержка действий России.

В чем дело? Казалось бы, какую опасность несут буквы или ленты? Безусловно, те, кто вводит запреты и штрафы, понимают, что эти символы становятся знаком выражения определенной позиции, мнения, мобилизации своих сторонников, а этого хотят не допустить, пренебрегая всеми демократическими правилами.

И конечно же, запретительные меры в отношении определенных символов говорят многое о мировоззрении тех, кто их запрещает. Если у нас к таким символам относят связанные с нацизмом и экстремизмом, что в целом отражает ценности нашего общества, где эти вещи неприемлемы хотя бы потому, что мы очень сильно пострадали от нацизма во время Великой Отечественной войны, то у многих наших западных соседей все по-другому.

У них мы может увидеть и свастику в почете, и явное желание расправиться именно с советскими символами и памятниками. Поэтому становится понятным, что борьба красной звезды и черной свастики до сих пор продолжается.

К этому добавляется то, что сегодня противостояние символики переходит в совершенно новые формы, которые раньше казались невозможными. Например, самовольное, нарушающее все международные нормы снятие белорусских или российских государственных флагов за рубежом и замена их на другие. Мы не раз уже это видели, последний случай был самым вопиющим, когда белорусский флаг сняли и поменяли на символ коллаборантов в Бухенвальде.

Как на это стоит реагировать? Безусловно, в рамках закона, мы не должны уподобляться зачинщикам этих провокаций, хотя иногда очень хочется использовать у нас в качестве зеркального ответа для них, например, символику Латвийской ССР или ГДР.

Но наш ответ должен быть все же другим. Нам нужно использовать больше флагов и отличительных знаков на своей территории. Именно позитивом и креативом отвечать на их бессильную злобу в отношении того, что нам дорого и ценно.

Кстати, в Беларуси после 2020-го в этой связи произошел положительный сдвиг. На зданиях появилось много государственных флагов, и они действительно украшают белорусские города.

И такого должно быть больше, особенно в памятные даты, знаковые праздники. Лучший ответ на попытки стереть нашу историческую память, извратить ее должно быть массовое празднование Дня Победы и Дня Независимости, которые очень четко обозначают, с кем и чем мы связываем наши ценности и нашу государственность.

И эти ценности определяют то, что мы не можем смириться с историческим ревизионизмом, с тем, какие символы и идеи нам хотят подсунуть под видом «национальной идентичности». Вот как раз этим иезуитским попыткам и нужно ставить заслон, тем более мы уже убедились, что стоит за всем этим: извращение истории и кощунство.

Слава богу, что всему этому мы у себя не позволили распространиться, вовремя пресекли, а вот у южных и западных соседей это расцвело буйным цветом и ничего, кроме чувства омерзения, не вызывает.

Но Беларусь, конечно же, останется верной своим символам, принципам и идеалам. Мы были и будем Брестской крепостью исторической памяти и здравого смысла.

Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук, политолог
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter