«Социалка» без премий

Бонусам тоже есть предел

«Cладко жить не запретишь», — гласит народная мудрость. Но, похоже, в МАРТ нашли способ, как поубавить сладости из жизни ретейла и добавить его производителям. Министерство вынесло на общественное обсуждение проект Указа «О запрете предоставления вознаграждений за продвижение социально значимых товаров». Речь идет о том, чтобы на продукты из перечня так называемых товаров первой необходимости, цены на которые вправе регулировать МАРТ не более 90 дней в году, запретить любые отчисления или передачу имущества производителей в адрес продавцов за рекламу, исследования потребительского спроса, подготовку отчетности о таких товарах. За нарушения обещают штраф в размере 20—40 базовых величин для ИП и 40—80 для юрлиц.


Для обоснования актуальности рассматриваемого документа взяли сахар. Ему в последние годы уделялось много внимания, поэтому на примере этого продукта удалось проанализировать ситуацию и выстроить все расчеты. Так, в 2018 году с середины января до середины июля в стране вводили регулирование цен на сахар, позже по согласованию с Евразийской экономической комиссией его продлили до 23 декабря. Почти полгода дешевле 1,5 рубля продавать сладкий продукт было нельзя. Эту же отметку взяли за основу в октябре 2019-го и практически до нового года, когда МАРТ снова установил минимальную розничную цену на сахар. С января 2020-го эти правила в силе на протяжении еще 60 дней.

При этом, чтобы удержать полку, производители в 2018—2019 годах предоставляли торговым сетям скидки и премии. Так, в 2018-м в торговлю отгрузили сахара на 208 млн рублей, в 2019-м — на 180,7 млн рублей. Вместе с тем на продвижение ушло 6,1 млн и 7,5 млн рублей соответственно. Это почти 3 процента и чуть больше 4 процентов от суммы отпущенной продукции. Причем ранее в зависимости от объема и условий оплаты этот показатель мог доходить до 9 процентов. Но затраты заводов все равно росли, а конкурентоспособность хромала. По данным «Белгоспищепрома», в минувшем октябре, когда в стране действовало ценовое регулирование, выручка от реализации сахара на внутренний рынок снизилась на треть по сравнению с октябрем 2017-го. В деньгах это минус 10,6 млн рублей без НДС. Кроме того, в минус ушла и рентабельность продаж на внутренний рынок — она составила 11,2 процента «ниже нуля». Хотя наверняка ожидался иной эффект.

Продавать на экспорт — такой себе вариант: цены на соседнем российском рынке в полтора-два раза ниже, чем в наших магазинах. Зато импорт сладкого продукта вырос, как и его ассортимент на наших полках. Продажи белорусского товара сокращаются. А продавцы, по сути, нашли способ нивелировать свои потери от ценовых ограничений. При этом крайним остается потребитель.

Если проект указа примут в нынешнем его виде, то в будущем во время «усиленного контроля» цен на сахар экономика предприятий укрепится, вырастут продажи внутри страны. Вознаграждения предоставляются только крупным сетевикам, так что запрет фактически не коснется среднего и малого бизнеса, заверяют в МАРТ. В то же время лидеры ретейла при введении ценового регулирования могут почувствовать снижение своих доходов, но не критично.

Общественное обсуждение документа продлится по 2 марта. При этом МАРТ настоятельно советует торговле уже с марта ограничить бонусы за продвижение социально значимых товаров 5 процентами. Такая норма есть в рекомендациях по обеспечению соблюдения положений доктрины национальной продбезопасности.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter