Что интересовало белорусских зоотехников и ветеринаров в лабораторных лабиринтах Германии?

Бонус за соматику

Насколько нейтральна позиция Союза земли Бранденбург по контролю качества молока, кормов, земли?
Насколько нейтральна и независима позиция Союза земли Бранденбург по контролю качества молока, кормов, земли? Зачем каждой корове обязательно-добровольные ежемесячные проверки и личный паспорт? Почему результаты исследований «засекречены» от потребителей? Что прежде всего интересовало белорусских зоотехников и ветеринаров в лабораторных лабиринтах Германии?

Дорога к качеству
Дорога к качеству

Когда автобус сворачивал с безупречного немецкого автобана на лесную дорогу и навигатор повел нас по направлению к апартаментам Союза сельхозпроизводителей земли Бранденбург, мы и предположить не могли, что где-то недели через две господин Данкверт в Москве захочет поставить под сомнение качество чуть ли не всей поставляемой в Россию белорусской продукции. Потом уже дома наслоились подобные параллели, которые связать воедино можно лишь одним словом — «качество». Что в Беларуси, что в Германии качество — оно или есть или его просто нет. Не знаю, добавлять ли в этот авторитетный ряд еще и Россию? Пока погодим по известным причинам. Но уже сегодня, по мере того как разворачиваются события с коварными сомнениями главного российского сельхознадзирателя, могу сказать абсолютно точно: ему, при желании и соответствующем заказе, не составило бы большого труда отправить восвояси и немецкую «молочку». И даже если бы добропорядочные бюргеры хором кричали «вас ист дас?», типа после проверки лабораторией качества Союза земли Бранденбург даже намек на брак исключен, и «дас ист фантастик», данквертовцы, похоже, остались бы холодны и непреклонны «во имя интересов великой России»…

Именно сюда, в святая святых сельхозкачества земли Бранденбург, и вел нас по лесному шоссе китайский навигатор. Напомню, что мы — это почти сотня белорусских специалистов: руководители хозяйств, зоотехники, ветеринары, бригадиры, техники-осеменаторы. Назавтра нам предстояла прекрасная экскурсия по международной животноводческой выставке в Ганновере, ну а сегодня программа учебы-семинара «Европейские стандарты в животноводстве», организованная Белорусским крестьянским советом, выводила на «затерянную» в восточно-немецких лесах, но главную в земле  Бранденбург лабораторию.

Скажу сразу, в такой пресс-конференции, которую устроили мои попутчики менеджерам из Союза земли Бранденбург, давненько не приходилось участвовать. Немецких специалистов просто засыпали вопросами об особенностях взятия проб молока, цене вопроса для производителей, степени зависимости от переработчика и минсельхоза, допустимом уровне соматических клеток, всей внутренней кухне организации работы лаборантов…

Благодаря очень точному переводу специфических терминов со стороны координатора Белорусского крестьянского совета Лилии Малец, диалог получился исключительно полезным и исчерпывающим. Похоже, немецкие коллеги и сами не ожидали столь обильного интереса белорусских партнеров, но в результате высказали всем нам дружеский респект.

Итак, не претендуя на подобное знание предмета разговора и опуская некоторые технологические подробности, расскажу о тенденциях и некоторых поучительных для участников семинара, и не только, моментах.

От принципиальной позиции этих немецких экспертов и их коллег зависит репутация
всех сельхозпроизводителей и переработчиков целой немецкой области.


Кому подчиняется эта своеобразная лаборатория качества? Никому из госинститутов. Только неправительственному Союзу земли Бранденбург. К тому же она, во-первых, частная и, во-вторых, наделена нейтральным и независимым статусом. Образовалась еще в далеком 1990 году и с той поры зарекомендовала себя в земле Бранденбург как авторитетная экспертная организация. Да, безусловно, какие-то общие задачи ставят в профильном министерстве, но не более того. Лаборанты союза на машинах мониторят регулярно и повсеместно не только качество молока (кстати, подобный контроль является добровольным, но обязательным, вот так-то). В компетенцию специалистов союза входит контроль почвы, кормов, воды, биогазовых установок, маркетинг коровьих чипов, сервисное и семинарское обслуживание. Многое из этого здесь делают по заявительному принципу, то есть исключительно, в отличие от молочного направления, по желанию клиентов. И, конечно, делается не бесплатно. При том, что зона действия союзных лабораторий — по сути, вся бранденбургская земля, прибыль из своей деятельности они извлекают небольшую.

Первым пунктом деятельности значится, ясное дело, молоко и дойное стадо. Логистика проста: раз в месяц обследуется каждая корова. Каждая! Количество молочных коров здесь уменьшается, и бранденбургские аграрии очень заинтересованы в том, чтобы продлить им жизнь. Говоря профессионально, увеличить количество лактаций. Для этого надо знать все и всегда про здоровье коров. (Замечу, что в Германии стало меньше коров, но не молока. Сравните сами: в 1989 году каждая из них в среднем давала по 4000 килограммов, а в 2013-м — по 9152 килограмма.)

Приезжают на фермы лаборанты, как правило, внезапно, без предупреждения. Так же, как и на молочные заводы. От заключения, которое выдадут они, зависят расчеты между производителями молока и его переработчиками.

В Германии есть единый центр, который координирует всю контрольную работу в животноводстве, особо подчеркнул наш немецкий гид. Мониторят в центре всех свиней, овец, но среди КРС к коровам внимание более тщательное, это стало обязательным после выявления случаев бешенства. Может быть, для нас это уже не ново, но все-таки: для каждой головы КРС здесь заведен свой паспорт, а для каждого вида животного — свои значки-чипы. В них хранится вся база данных, так сказать, полная биография. Так что всегда при необходимости можно прокрутить и историю жизни животного, и историю его болезни. Кстати, эти самые «коровьи» паспорта печатает сама лаборатория, примерно 220 тысяч в год.

Экскурсия по лабораториям Союза земли Бранденбург.
Экскурсия по лабораториям Союза земли Бранденбург.

Что с маститом и соматикой, самым больным вопросом для наших зоотехников и ветврачей? Так же принципиально и объективно лаборатория выявляет их симптомы. Спецотдел занимается маститом — 220—250 проб в год. Если обнаружили повышенное содержание соматических клеток, три месяца подряд с вас не слезут — системные проверки до полного исключения нарушения. От чего, на взгляд их специалистов, зависит эта молочная беда? От санитарного содержания коров и качества кормов.

Строго, очень строго контролирует лаборатория весь ассортимент своих направлений. Но и, что важно, мотивирует при этом аккуратных и прилежных своих клиентов. Скажем, выдает бонусы для тех, у кого соматика меньше 300 клеток. Какие бонусы? Финансовые, естественно.

А что касается нейтральности и неподкупности? Эти условия определяются не только частным статусом лаборатории качества. Не только она проверяет. Но и ежегодно проверяют ее. Кто? Специальные комиссии, в том числе международные. Особенно, говорят, строг контроль из Чехии. Пока обходилось без санкций, так как здесь свято блюдут свое реноме перед клиентами. 

У вашего корреспондента, правда, появился было повод для скепсиса. Я спросил немецкого гида, могут ли потребители, то есть покупатели, навести справки через лабораторию о благонадежности тех или иных поставщиков? Я думал, что почти знаю ответ на свой вопрос. Оказалось, нет: в демократической Германии потребитель не может получить данные исследований на качество молока?! Их правом зато пользуется аграрное министерство, куда поступают раз в год эти сведения.

Что ж, у моих белорусских коллег почти не осталось вопросов, особенно после обстоятельной экскурсии по лабораторным лабиринтам, где они все рассказанное увидели своими глазами. 

— Нам тоже не мешало бы иметь в каждой из шести областей что-то подобное, — почти единогласны были они, когда обменивались впечатлениями. — Пусть частная, пусть государственная лаборатория, но контроль, да еще беспристрастный — он и подстегивает профессионализм, и исключает дофинизм.

Обратный путь на автобан — из вроде затерянной в лесах, но такой важной каждому сельхозпроизводителю земли Бранденбург инстанции — показался уже более знакомым. Особенно тем, кто побывал здесь не однажды, были среди нас и такие. Поскольку не надо было переживать за точность навигатора, обратили внимание на придорожные полосы и поля. Вовсю еще цвел подсолнух (середина ноября), весело зеленели озимые, чернели бесплужно обработанные ровные полосы земли. И, вопреки известному правилу немецкого порядка и безопасности, узкая, хоть и отлично заасфальтированная дорога вплотную, прямо на обочинах обсажена вековыми лиственными деревьями. Как-то, знаете, страшновато на поворотах, да еще  при встречном транспорте… Жаль, но, похоже, на дорожников не распространяется непредвзятая строгость лаборантов качества из Бранденбургского союза сельхозпроизводителей.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter