БелАПС предложил единую систему доплат к пенсиям заслуженных руководителей хозяйств. Работает ли она «на все сто»?

Бонус за преданность и результат

БелАПС предложил единую систему доплат к пенсиям заслуженных руководителей хозяйств. Работает ли она «на все сто»?

ПРЕСТИЖ сельскохозяйственных профессий по-прежнему у нас не так высок, каким ему следует быть в аграрной стране. Да, специализированные вузы работают над профориентацией, хозяйства озабочены закреплением специалистов на местах. Но при этом как-то забывается, что кадровый голод сельхозорганизации испытывают и на руководителей. Что поможет удержать толкового председателя СПК у руля хозяйства на долгие годы? Об этом мы беседуем с первым заместителем председателя Республиканского агропромышленного союза Василием ШУЛЯКОВСКИМ. 

— Василий Николаевич, ваша организация призвана защищать интересы нанимателей. А общество обычно склонно выступать за права и интересы работников. Так ли это актуально — оказывать поддержку именно руководителю?

— Посудите сами: от квалификации, деловых качеств, знаний и опыта руководителя во многом зависит не только успешность хозяйства, уровень жизни каждого из работников, экономическая стабильность региона, но и обеспечение продовольственной безопасности страны в целом. Белорусское сельское хозяйство традиционно славилось своим золотым фондом руководителей. Но, к сожалению, со временем он пошел на убыль.


Основные причины — недостаточная подготовленность руководителей для работы в условиях рыночной экономики, сложное финансовое положение многих хозяйств, большая напряженность и интенсивность труда, постоянные стрессы. Руководитель не только несет полную ответственность за хозяйство, работников, выплату зарплаты, урожай, но и решает социальные вопросы, помогает садикам, школам, пенсионерам. По сути, это государственные функции. При этом с ними заключают контракты непосредственно председатели райисполкомов, несмотря на то, что СПК не относятся к государственной форме собственности. Им приходится работать в сложных экономических и природных условиях, зачастую без выходных, а в страду — практически круглосуточно. И так — долгие годы. Но при такой колоссальной нагрузке и ответственности, выходя на заслуженный отдых, они могут рассчитывать на пенсию, примерно соотносимую со средней по стране. Сегодня у бывших руководителей хозяйств пенсия в 2—3 раза меньше, чем у госслужащих. А ведь они такие же руководители, да и персональной ответственности за результаты труда у них не меньше, если не больше. 

Белорусский агропромышленный союз выступил с инициативой приравнять руководителей хозяйств к госслужащим. Несколько лет назад мы обратились в Правительство. Премьер-министр поручил рассмотреть наше обращение Министерству труда и социальной защиты. В результате мы получили рекомендации, как увеличить пенсию руководителям. Одним из вариантов оказалось пенсионное страхование, оно тогда только начинало развиваться и для молодых, тех, кто только пришел на свою должность. За годы работы страховые взносы позволят увеличить им пенсию, но для работников опытных, с солидным стажем оно не подходило. 

Для них была найдена другая возможность. Она заключалась в расширении сферы действия коллективного договора, который при желании нанимателя и профсоюза может содержать положение об улучшении условий пенсионного обеспечения жизни бывших руководителей. Это дает реальную возможность выплачивать ему после выхода на пенсию дополнительные средства за счет прибыли, остающейся в распоряжении. И эту возможность мы решили использовать, чтобы поощрить руководителей, которые много лет отработали в своих организациях и достигли высоких производственных результатов. 

Кое-где такой подход уже применялся, но общей системы не было. В каждой области свои критерии: где-то выплачивали 30 базовых, а где-то — 5 или 10. В прошлом году мы приняли постановление, которое предписывает создать единую систему выплат по республике. В частности, отработавшим не менее 10 лет — 10 базовых величин. За каждый последующий год — еще одна базовая. Выплачивать эту пенсию со дня достижения установленного пенсионного возраста, независимо от того, продолжает он работать или нет. Основание — рекомендация областного совета Агропромышленного союза, в которой учитывается стаж работы руководителя и его заслуги. При этом хозяйство может принять свое решение: доплачивать или отказать. 

— Случается ли, что отказывают? 

— Случается. Например, если руководитель не пользовался авторитетом у подчиненных, невнимательно относился к нуждам работников. То есть руководитель должен заслужить авторитет у работников своей организации. И это понятно: ведь деньги, которые будут ему выплачены, берутся из средств хозяйства. Но если руководителя уволили, скажем, по статье, или он отбывал наказание, связанное с деятельностью на руководящей должности, то он вряд ли сможет рассчитывать на такую доплату. Даже если стаж позволяет. 

В этой связи нынешним руководителям важно задумываться, понимать: нужно работать и руководить так, чтобы тебя потом вспоминали добрым словом. 

К примеру, заслуженный работник сельского хозяйства СССР Николай Василевич, награжденный многими орденами и медалями, под руководством которого СПК «Агрофирма «Лучники» неоднократно становился победителем трудовых соревнований в районе, области, республике, а до 1991 года — и во всесоюзном масштабе, получает 30 базовых. То есть сама по себе доплата выше пенсии. Но это уникальный случай, человек заслуженный, да и был главой хозяйства около 35 лет. 

— Но бывают разные случаи. Скажем, пять лет человек возглавлял хозяйство. После работал в местной администрации, затем снова вернулся в хозяйство. Стажа госслужащего, необходимого для пенсии, не выработал, а стаж руководителя хозяйства прерывается…

— Предусмотрели и это. Есть разная система финансирования: из средств хозяйства и из средств Агропромышленного союза. За те годы, когда он работал в районных или областных структурах, есть возможность платить ему из средств районного или областного союза «БелАПС». Но чтобы получить эти деньги, нужно быть членом союза и уплачивать членские взносы. 

Мы уже сталкивались с тем, что по выходе на пенсию некоторые руководители обращаются к нам за рекомендацией для дополнительной пенсии. При этом, когда речь шла о членстве в союзе и уплате взносов, они об организации предпочитали «забывать». А ведь с точки защиты прав нанимателя мы делаем немало. 

— Василий Николаевич, можно ли говорить, что сегодня система отлажена и работает «на все сто»? 

— Нет. Есть еще и недоработки: областные агропромышленные союзы не дошли пока до каждого. Их задача — в своей области найти всех руководителей хозяйств пенсионного возраста, бывших или действующих, с большим стажем работы. И потенциальных, кто вот-вот станет пенсионером. Пока эта работа идет хаотично, часто руководители сами обращаются в облагропромсоюзы. А если кто-то не знает о такой возможности? 

В Гродненской области, к примеру, порядка 35 хозяйств в коллективных договорах прописали пункт о доплатах пенсионерам-руководителям. В Минской области такие доплаты получает 21 человек — от 10 до 30 базовых величин. В Гомельской — всего один, Василий Максименко из КСУП «Кормянский» — 13 базовых. В Витебской же — ни одного. Поэтому работать есть над чем. Например, недавно в Дзержинском и Вилейском районах нашли несколько человек, которым дали соответствующие рекомендации.

Работа руководителя хозяйства сегодня, к сожалению, не очень престижная. Так что хорошая пенсия — один из стимулов. Но радует другое: тот, кто в самом деле предан аграрной стезе, не мыслит свою жизнь без работы на земле, не сильно задумывается о пенсии, а просто делает свое дело, живет по совести, уважает себя и работников. 

bolshakova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter