Бонд. Просто бонд

Белорусские  предприятия  мечтают  об  инвестициях,  но  к  выпуску  корпоративных  облигаций  пока  не  готовы

Белорусские  предприятия  мечтают  об  инвестициях,  но  к  выпуску  корпоративных  облигаций  пока  не  готовы

Отечественные  предприятия, стремящиеся к развитию, традиционно заняты поиском финансовых средств. И если их нельзя изыскать из прибылей, то чаще всего весьма желанным денежным источником им видятся зарубежные инвесторы. Правда, надежда получить в партнеры нерезидента нередко становится лишь призрачной фата-морганой. А вот такие интересные механизмы привлечения инвестиций, как корпоративные облигации, белорусским бизнесом пока не рассматриваются. И напрасно.

Теория  неиспользованных  возможностей

Сегодня инвестиционным консультантам приходится уговаривать потенциальных клиентов обратить внимание на преимущества облигаций. Одно из главных — более низкая процентная ставка по сравнению с банковскими кредитами и возможность занять деньги на более длительный срок. Впрочем, все уговоры пока заканчиваются ничем: предприятия, понимая все плюсы выпуска корпоративных облигаций, предпочитают не связываться с рынком ценных бумаг. По сути, в этом столетии выпуск бондов состоялся лишь однажды — весной 2007 года. ОАО «Полесье» разместило в России облигаций на сумму 500 млн. российских рублей. Поддержку займа осуществил московский банк АКБ «Электроника». По словам руководства «Полесья», решение занять деньги на внешнем рынке было в первую очередь продиктовано экономией: белорусские банки предоставляют денежные средства в среднем под 17 % годовых, а на торгах Московской валютно-фондовой биржи можно было значительно снизить этот процент — до 12—12,5 %.

«В целом мы довольны результатом размещения обязательств на российском финансовом рынке, — комментирует заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Полесье» Александр Хвесюкевич. — Наш опыт показал, что для белорусских промышленников существует возможность привлекать инвестиции, альтернативные банковским кредитам». Выплата первого купона по неконвертируемым процентным документарным облигациям на предъявителя состоялась в августе 2007 года, и владельцам облигаций выплачен купонный доход в размере 12,75 % годовых.

Корпоративные облигации — это не только сравнительно низкая стоимость обслуживания долга и возможность управления его структурой и процентной ставкой, но и широкая база потенциальных кредиторов. Ведь в качестве заемщика могут выступать не только юридические лица и предприятия, но и частники, для которых «вложиться» в покупку облигаций того или иного предприятия, в принципе, тождественно тому же банковскому депозиту. Кроме того, как показала мировая практика, доверие населения к облигациям не идет ни в какое позитными продуктами кредитно-финансовых учреждений. Облигации, выпущенные «крепкими» предприятиями, временами расходятся как горячие пирожки в базарный день.

И, кстати, привлечение именно средств населения было бы весьма выгодно предприятиям. По разным оценкам, в «чулках» и «матрасах» у граждан сегодня находится $ 7—8 млрд., и каждый год сумма «свободных» денег прирастает на $ 1 млрд. Завидный кусок, на который в настоящий момент рассчитывают только финансово-кредитные учреждения, мог бы стать неплохим «блюдом» и на столе у корпоративного сегмента.

Но не стоит забывать, что у бондов существуют и минусы. Так, эффективность привлечения средств через облигации становится очевидной только при больших суммах заимствований. Опыт соседних стран показывает: минимальный порог должен быть на уровне $ 15 млн. В противном случае браться за этот проект невыгодно.

Сквозь  тернии

В том, что руководство белорусских предприятий не желает связывать свой бизнес с выпуском ценных бумаг, нет ничего удивительного: отечественное налоговое законодательство отнюдь не благоволит выпуску корпоративных облигаций. Более того, в каких-то моментах оно даже создает ряд непреодолимых препятствий. Главной из таких препон является высокая (40 %) ставка налога на доход по ценным бумагам. Этот гигантский процент достался современному бизнесу в наследство от налогового законодательства конца 1990-х, когда прибыли от операций с ценными бумагами приравнивались чуть ли не к доходу от казино. Высокими ставками налога  законодатели намеревались приструнить владельцев финансовых «пирамид», сделавших облигации основным инструментом своего бизнеса.

Как отмечают в Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов, в настоящий момент уже подготовлен проект декрета Президента о снижении ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами до 24 %. Об этом же было объявлено и на последнем заседании Совета Министров. Глава Минэкономики Николай Зайченко прокомментировал, что мера приведения налоговой нагрузки в соответствие с международными нормами  была направлена прежде всего на активизацию развития фондового рынка в стране. «Документ предусматривает создание привлекательных условий для размещения корпоративных бумаг белорусских предприятий на международном рынке», — отметил министр.

И  за,  и  против

На то, что снижение налога будет способствовать выпуску облигаций, указывает опыт «Беларусбанка», «Белагропромбанка», «Белинвестбанка» и «БПС-банка», владельцы ценных бумаг которых (физические лица) в 2004—2006 годах были освобождены от уплаты подоходного налога с доходов, полученных по облигациям. В прошлом году белорусские системообразующие банки вместе с рядом крупнейших частных финансово-кредитных учреждений выпустили и успешно разместили облигации на сумму 343 млрд. белорусских рублей. Кроме того, банками были осуществлены и валютные облигационные займы на Ђ 13 млн. и $ 21,5 млн.

Так что банковский пример в каком-то смысле может считаться показательным. Впрочем, никто не исключает, что поиски золотой середины в вопросе выпуска облигаций предприятиями будут весьма непростыми. Специалисты отмечают: основными эмитентами облигаций сегодня являются банки, что на самом деле тормозит развитие рынка корпоративных облигаций. Во-первых, заинтересованные в росте классического банковского кредитования финансисты пока предпочитают сохранять беспристрастность в отношении продвижения чужих облигаций. А во-вторых, они не в состоянии сделать это и по «техническим» причинам.

Руководителям предприятий хорошо известно: для того чтобы облигации «пошли в массы», необходимо участие в этом процессе крупного банка-андеррайтера, обладающего не только широкой филиальной сетью, но и имеющего возможность нести связанные с этим расходы. Поэтому очень важно, чтобы в первом выпуске андеррайтером выступала авторитетная организация, поскольку зачастую инвесторы — и физические, и юридические лица — покупают облигации, доверяя именно банку, организующему эмиссию. Зная все тонкости законодательной базы и имея практику размещения ценных бумаг, опытный андеррайтер способен реализовать на рынке весь объем выпуска в наиболее короткие сроки, стать гарантом погашения облигаций, организовать ликвидный вторичный рынок. Но белорусские банки пока не имеют опыта, да и маркетинговая политика во многих белорусских кредитно-финансовых организациях оставляет желать лучшего.

Благодаря развитию облигационного рынка предприятия могут получить доступ к более дешевым заемным ресурсам по сравнению с банковскими кредитами, а это также невыгодно финансистам. Белорусские банкиры опасаются, что отечественный рынок корпоративных облигаций может пойти по пути ближайших соседей — российского и украинского. Развитие рынка ценных бумаг там создало забавный парадокс: бизнес стал направлять деньги на погашение взятых у банков ранее более дорогих кредитов, оставляя тем самым кредитные учреждения без определенного дохода. В итоге банки оказались вынуждены  покупать облигации, финансируя своих клиентов уже под более низкую доходность, что в свою очередь послужило поводом для всплеска процента по «классическим» кредитам.

Хотя никто не исключает возможности, что белорусские банки с совершенствованием законодательной базы проявят интерес к новому рынку. Ведь размещение корпоративных облигаций точно так же выгодно банкам, как и предприятиям. Во-первых, риски для них не прямые, а косвенные: они распределяются между держателями облигаций и компанией, размещающей ценные бумаги. Во-вторых, при эмиссии облигаций банк выступает лишь поручителем и не задействует свои ресурсы. К тому же по доходности бонды лишь ненамного уступают традиционным кредитам: максимальная «плата» за обслуживание облигационного займа составляет 5 %.

Двенадцать  смелых

Налоговые перипетии — не единственная препона корпоративным облигациям. Самый главный барьер для предприятий, желающих изыскивать средства, — собственная инертность. Сегодня у большинства руководителей предприятий, предпринимателей благодаря различным ограничениям и сложностям, связанным с эмиссией и обращением ценных бумаг, сложилось предубеждение к самому понятию «ценные бумаги». «Для того чтобы рынок корпоративных облигаций хоть как-то оживился, надо принимать меры совсем иного характера. Прежде всего отказать крупным госпредприятиям в льготных банковских кредитах и государственной поддержке, чтобы стимулировать их к поиску альтернативных источников заимствования. Когда у заводов не будет иной надежды, они сами придут к ценным бумагам», — объясняет председатель правления Ассоциации участников рынка ценных бумаг Сергей Семашко.

В течение 2007 года Департамент по ценным бумагам Министерства финансов провел среди отечественных предприятий сравнительный анализ, чтобы выявить, что же для них выгоднее: банковские кредиты на льготных условиях, бюджетные ссуды или выход на российский фондовый рынок и привлечение ресурсов через размещение там ценных бумаг. Ведомство пришло к неутешительным выводам: интерес к новому финансовому инструменту проявили только 12 белорусских предприятий, при этом флагманов нашей индустрии среди них не оказалось. В основном это крепкие «середнячки», которые не надеются на льготы при получении банковских кредитов. Им остается только рассчитывать на «стимулирующие условия», которые планирует создать государство в ходе первых выпусков облигационных займов на внешних финансовых рынках.

На снимке: средства, полученные от размещения займа, ОАО «Полесье» направило на расширение производственных мощностей и закупку нового оборудования.

--------------------------

Начало положено

В Беларуси принята Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008—2010 годы. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров и Национального банка Беларуси № 78/1 от 21 января 2008 года.

Как отмечают в Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов, программа включает комплекс мероприятий, направленных на устранение причин, сдерживающих развитие корпоративного сегмента рынка ценных бумаг, и предусматривает совершенствование налогового законодательства путем снижения ставки налога на доходы, полученные от операций с ценными бумагами; снятие ограничений на отчуждение акций; приведение норм, регулирующих применение «золотой акции» на участие государства в управлении хозяйственными обществами, в соответствие с международными правилами. Документ предусматривает и повышение эффективности управления государственной собственностью, создание института коллективных инвесторов, внедрение новых инструментов фондового рынка, выход предприятий страны на зарубежные рынки ценных бумаг.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter