Человек 7 месяцев живет под дверью квартиры: выселен не судом, а бывшей женой и тещей

Бомж не по собственному желанию

Минчанин Леонид Рудой семь месяцев живет на бетонном полу под лестницей в подъезде минского дома. Вместо кровати — листы от картонной коробки. Одеяло заменил выцветший тулуп. Он, как и другая одежда, обувь, которые уже более полугода Леонид носит не снимая, достались от соседей. Они же приносят ему еду, отпаивают горячим чаем. Как же вышло, что человек, имеющий законную жилплощадь, вынужден жить под дверью двухкомнатной квартиры?


Когда мы приехали в злосчастный подъезд, Леонид Иосифович выбрался из своей «берлоги». Теперь перед нами стоял небольшого росточка худой старик, давно не видевший ни горячей воды, ни мыла, ни парикмахера. «Нужду, уж простите, справляю где придется. Мыться? Нет, не моюсь — негде...»

Для нас эта история началась с письма в редакцию соседей Л.Рудого. Многие из них его и бывшую супругу знают лет 20: когда–то вместе заселялись в многоэтажку на улице Притыцкого. Сейчас у подъезда собралось несколько десятков человек. Мне они говорят:

— Это же вопиющий случай. Жалко Леню. Как можно так с ним поступать? Он что, бомж, пьяница, дебошир? Нет! Безобидный, работящий, не пьянствует. Сейчас на пенсии, трудовой стаж 41 год. Поженились они в конце 80–х, вместе получили квартиру, оба там прописались. В 1991–м развелись. Зина Пол–ская. (бывшая жена Рудого. — Прим. авт.) свою комнату в итоге приватизировала, Леня занялся этим не сразу. Потом женщина на какое–то время перебралась с матерью к своей сестре, муж которой позже, говорят, повесился. Затем они стали выживать Леню. Его ведь люди в сентябре едва успели из петли достать, прямо на лестничной клетке...


Олег К. перебил рассказчиков: «Да, они его выживают. Помню, иду в 6 утра на работу, а он уже на улице сидит. Возвращаюсь поздно — он снова на скамейке. Они не пускали его в ванную, на кухню, в туалет. В его комнате обрезали вилку от холодильника. Снимали конфорки с плиты, не давали готовить. И они еще жалуются, что он превратился в бродягу! Так ему ведь ни поесть сварить, ни помыться, ни пол вымыть. Затем стали они на него бумаги всюду писать, из–за антисанитарии, которую же сами устроили. Лене раз штраф дали, второй. Потом — арест на сколько–то суток (он тогда выпил и спал, приехали и забрали по заявлению бывшей жены), а когда вернулся — в квартире уже новый замок стоит. С тех пор родственнички его домой и не пускают».

Кстати, счета на оплату коммунальных услуг у бывших супругов раздельные. Оба жильца имеют право пользоваться общими помещениями. «Мы вступились за Леню, — продолжают мои собеседники. — Обращались к участковому, в ГОМ–1, местные РУВД и ЖРЭО. Однако к административной ответственности привлекали только самого Рудого. И вот он выселен, но не судом, а бывшей женой и тещей».

Комната Леонида.

Из соседнего подъезда вышла старушка. «Это Ленькина теща», — подсказали люди. Шла она не спеша, опираясь на трость. Я подошла, представилась. Мария Владимировна начала свой рассказ, в котором бывший зять — плохой персонаж. Закончила так:

— Мы его выселили, потому что он развел дома антисанитарию...

— Покажете?

— Пойдемте.

Люди, которые ожидали на улице, рвались с нами. Уговорили остаться у подъезда, чтобы не накалять обстановку.

«Вот его комната, — бывшая жена «бомжа» Зинаида открыла одну из дверей. — Видите, что творится. Пол грязный. Вещи валяются».

Кстати, не стала бы называть холостяцкую комнату Рудого засаленным местом. Да — пол грязный, да — в углу лежат вещи, но ведь причина уже ясна. В целом здесь чувствуется рука хозяина. Да и сам Рудой не производит впечатления махнувшего на себя рукой пьяницы.

Бывшая жена и теща Леонида Рудого.

Мария Владимировна то и дело перебивала дочку:

— Но ведь квартиру получала моя дочка, от работы. Да, тогда они были женаты, но теперь жить с ним невозможно!

Хозяйки показали мне стопку бумаг, в основном их заявлений в разные инстанции. В РУВД просили привлечь к ответственности за антисанитарный образ жизни. В 2004–м Зинаида заявляла на Рудого в суд. А вот акт, составленный работниками ЖЭУ в 2010–м после обращения туда Пол–ской. В документе сказано: комната, где живет Рудой, находится в неудовлетворительном, антисанитарном состоянии, помещение Зинаиды — «в удовлетворительном... каждый день проводится влажная уборка». Странно, ведь Зинаида сама сказала мне, что не жила на Притыцкого с начала 90–х. Кстати, такую же комиссию коммунальников она созывала и раньше. Стало быть, война давняя. Из письма в ЖЭУ, год 2014–й: «Рудой ведет аморальный образ жизни, нарушает правила пользования жилым помещением, унижает меня... Посодействуйте в его выселении».

Обращения туда, сюда, и вот Рудого привлекают к ответственности за нарушение правил пользования жилым помещением, подают на выселение из комнаты. В ответе районной администрации минчанке Пол–ской в июне 2016 сказано: Л.Рудой предупрежден, что за аналогичный в течение года протокол будет выселен. И такой протокол появился. А 5 июля 2016 года судом выносилось заочное решение, которое в силу не вступало, а позже и вовсе было отменено (в декабре 2016–го производство по гражданскому делу о выселении Рудого прекращено). Тогда почему человека не пускают в дом? Что за самоуправство? Кстати, сами Пол–ские к концу нашего разговора не отрицали, что Рудой имеет право находиться в квартире. Еще обронили: «Мы не мешаем ему здесь жить, сам не идет». Ему, мол, под лестницей, видимо, удобнее.


Чего хотят Пол–ские? С их слов, продать свою комнату. Соседи же уверяют, что песня это старая и что продать хотят квартиру целиком, а Рудой — как кость в горле. Что до Леонида, то он надеется спокойно встретить старость и помереть, как он говорит, не под забором, а дома. И он уже сейчас имеет полное право там находиться, ведь вступившего в силу решения о его выселении нет. «Зачем же вам суд? — спрашиваю у Л.Рудого. — Заходите — и вы дома». «Нет, — открестился тот. — Пусть у меня на руках бумага будет, тогда меня точно не тронут. Да и как зайдешь — там же замок? Выломай я его, так меня еще и накажут. Я ведь с виду обычный бомж. А бывшая жена и теща живут в тепле и кушают вкусно... Но почему их должно быть жалко, а меня — нет? Спасибо, соседи помогают».

Леня не из тех, кто будет рвать горло, доказывая свою правоту. Слабый человек, не способный за себя постоять. Даже сейчас за него больше говорили соседи. Кстати, один из них оформил на себя и нотариально заверил доверенность, чтобы представлять интересы Рудого, к примеру, в суде. Последний, к слову, в феврале этого года постановил вселить Леонида Иосифовича в квартиру. Правда, тоже заочно, поскольку ответчик Пол–ская на заседание не пришла. А так как с этим решением она в итоге не согласилась, судебные тяжбы продолжатся и в апреле.

...На момент написания этого текста комната, где зарегистрирован скиталец, числилась государственной и находилась в коммунальной собственности города. Закреплена на праве хозведения за ЖРЭО–2 района. Сейчас Рудой приватизирует эти метры. «С исполкомом уже подписан договор купли–продажи приватизируемого жилого помещения, — говорит соседка Зоя Д. — Мы собрали 632 рубля, и Леня оплатил в городское агентство по госрегистрации и земельному кадастру первоначальный взнос — 10 процентов от доли. Остальное — в рассрочку на 40 лет. На днях у Рудого на руках уже будет техпаспорт, свидетельство о госрегистрации и договор о приватизации... Мы и ремонт ему поможем сделать, и уборку, только бы вернуть человека домой. Хорошо, что не замерз зимой в подъезде. Неужели на такое самоуправство у государства нет рычагов?»

...Было уже поздно, и соседи расходились по квартирам. Пошел и Леня. Набрал чей–то номер на домофонной панели — так он теперь попадает «домой». Этот человек все еще верит в торжество закона и справедливости. Надежду подарили живущие с ним под одной крышей неравнодушные люди. И как знать, остался ли бы он вообще жив, если бы не они? Мы будем следить за этой историей.

Важно

Когда материал уже был готов к печати, из Фрунзенского РУВД пришла хорошая новость. Официальный представитель Наталья Оскирко: «Данная ситуация нам известна, и мы не можем остаться безучастными к судьбе Л.Рудого. Сейчас для того чтобы получить полную информацию, выяснить все обстоятельства произошедшего, милиция направила запросы в различные инстанции. Также на днях наши сотрудники встретились с гражданами, дополнительно опросили обе стороны конфликта и разъяснили интересующие их тонкости законодательства. По итогам проверки будет дана правовая оценка. Милиция готова со своей стороны оказать всевозможную помощь для разрешения сложившейся ситуации. Также следует дождаться решения суда, который состоится 11 апреля».

Комментарий

Валентина Стрех, нотариус Минского городского нотариального округа:

— Согласно статье 85 Жилищного кодекса Беларуси, собственник жилого помещения в судебном порядке может выселить бывшего члена своей семьи, который живет вместе с ним (проживает совместно в одной квартире) и не имеет доли в праве общей собственности на занимаемое помещение и который в течение года не менее трех раз привлекался к административной ответственности за различные нарушения правил пользования жилыми помещениями.

То есть если человек не является собственником, а является, скажем, нанимателем жилья, то выселить его могут только на основании вступившего в силу судебного решения.

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter