Свой 87-й театральный сезон Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси открыл оперой Александра Бородина «Князь Игорь». Это событие для меня совпало с первой встречей с обновленным храмом культуры.
До начала спектакля оставалось почти полчаса. Зрители не спешили занимать свои места: осматривали обновленный интерьер. Яркий свет огромных люстр в просторных фойе, великолепный дизайн создавали атмосферу торжественности. Очаровал Большой и меня. По мраморным лестницам поднялся на второй, третий этажи. Везде царила сказочная красота. В потоке зрителей представители среднего и старшего возраста и молодежь.
При полном аншлаге зал бурными аплодисментами приветствовал начало театрального действа. С первой минуты охватило ощущение сопричастности к происходящим на сцене событиям. Меня удивило новшество, что текст либретто легко читался на электронном табло по-русски и по-английски.
Опера основана на знаменитом «Слове о полку Игореве». И вот на сцене главный герой — князь Игорь в исполнении заслуженного артиста Беларуси Владимира Громова. В центре сюжета — история князя Игоря, который из-за поспешного похода на половцев лишился дружины и попал в плен. Никак не неудачником воспринимается князь Игорь. Феноменально прозвучала его знаменитая ария: «О дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить». Великолепно исполняла партию Ярославны лауреат Государственной премии Республики Беларусь, народная артистка Анастасия Москвина.
Во время спектакля четко менялись декорации, даже времена года. В оформлении прекрасно использованы современные технологии. Активно задействован видеоарт. Вихрем ворвались на сцену в знаменитых «Половецких плясках» не только артисты балета, но и солисты оперы и хор. В этой самой массовой сцене они зажигающе проиллюстрировали мир Востока.
Равнодушных в зале не было. Хотелось слушать и слушать великолепные голоса оперных исполнителей, завораживающий пением театральный хор. И, конечно, хочется отметить высочайший профессионализм музыкантов. Почти три часа пролетели незаметно. Великолепен финал. Светлой и теплой вышла в Большом незаконченная опера Александра Бородина.
Овациями зрители благодарили солистов и создателей оперного шедевра: дирижера-постановщика — лауреата Государственной премии Беларуси, народного артиста Александра Анисимова, режиссера-постановщика — обладателя медали Франциска Скорины Галину Галковскую, художника-постановщика, работающего над сценографией и костюмами, — лауреата Государственной премии Беларуси, народного художника России Вячеслава Окунева, хормейстера-постановщика — лауреата Государственной премии Беларуси, народную артистку Нину Ломанович, балетмейстера-постановщика — народного артиста Беларуси Юрия Трояна.
Триумфально начал Большой свой очередной сезон. Впереди новые спектакли. Безусловно, будут и премьеры.
В этот волнующий и яркий момент искал взглядом в зале людей из провинции, сельчан. Возможно, их трудно, даже невозможно было рассмотреть, это и понятно — все в вечерних нарядах, воодушевленные и праздничные.
И все равно не оставляло ощущение досады: почему так мало (если они и были) на премьере сельчан?! Что изменилось за эти десятилетия? Куда исчезли старые добрые традиции, когда на спектакли в столичные театры приезжали коллективами труженики хозяйств.
У хлеборобов скоро завершится сельхозгод. Самое время интересно отдохнуть. Хотелось бы, чтобы они могли — с помощью руководства сельхозпредприятия, профсоюза — позволить себе и культурную поездку в Большой театр. Стоит только проявить инициативу и желание. Кстати, богатый выбор театрального репертуара не только в столице, но и в областных и некоторых районных центрах. Мне кажется, что хлеб после хорошей оперы, балета будет лучше родить. А стены нашего театра напитаются еще и духом интеллигентной провинции.
С открытием сезона, Большой!