Феномен Михаила Пташука глазами его современников

Большой режиссер

Странно и удивительно, проходя мимо здания киностудии “Беларусьфильм”, видеть бронзовую мемориальную доску Михаилу Пташуку. Слишком быстро она появилась, слишком рано трагически закончилась земная жизнь режиссера. Мне все еще не верится, что уже никогда не столкнусь с ним в длинном полутемном коридоре студии. Что он не нависнет и не прошепчет, но так, чтобы и в дальнем конце коридора услышали: “Ты даже не представляешь, какое кино я задумал! Пойдем, расскажу...”

Он обхватит как-то по-медвежьи, но бережно, и потащит в свой кабинет, где станет размахивать большими руками, а концы черного вязаного шарфа будут раскачиваться в ритм его фразам. Что-то из того, рассказанного, казавшегося фантастическим и невозможным, сбывалось. Михаил Николаевич громко смеялся, насыпал в мою чашку растворимый кофе, жаловался, что вот “еще вчера был сахар, а сегодня уже не стало, но и так вкусно”. Мог предложить водку, зная, что я откажусь. Однажды я не отказался.

Он стал хмурым и суровым, но вытащил из шкафа бутылку и два стакана. “А может, передумал?” — спросил на всякий случай и глянул в лицо.

Это он познакомил меня со Стефанией Станютой и Галиной Макаровой. Мы заходили к народным артисткам в кабинеты все в тех же темных коридорах киностудии, Пташук рассыпался в комплиментах, актрисы растерянно улыбались, называли его Миша. Он тут же обещал им главные роли в очередном кино, а потом представлял меня и сообщал, что я уже работаю над сценарием. Те проекты остались нереализованными...

Стефанию Станюту и режиссера Михаила Пташука связывала крепкая дружба.

Проходило время, год-два... Он снова хватал меня и тянул в кабинет, где опять говорил о новых фильмах. Однажды долго ругался, стучал кулаком по столу так, что подскакивали чашки. Кончились деньги, остановились съемки военного фильма.

Кто мог знать, что тот фильм — “В августе 44-го...” — станет классикой жанра, получит кучу призов и его станут показывать по телевизору несколько раз в год.

А тогда про будущий хит экрана Пташук говорил неохотно — так сильно его измучила эта картина. Мне даже показалось, что он сам не верит, что все сойдется и фильм будет доснят и завершен.

Мы снова встретились через пару месяцев после премьеры. Я поздравил его, а он тяжело вздохнул, вскинул голову, посмотрел в небо и сказал тихо: “Слава Богу!”

Потом встретились зимой на катке у Дворца спорта, где катались моя дочка и его внук. Мы мерзли, а дети радовались. В тот день про кино почти не говорили. Он только сказал, что появилась возможность поработать в Америке, на студии в Голливуде. Сказал таким же восторженным тоном, как сообщал о новых проектах много лет назад.

...Подул на озябшие руки и принялся вспоминать свое детство, деревню Федюки на Брестчине, маму. Когда он рассказывал, мне все время казалось, что он все это видит уже отснятым и смонтированным фильмом. Лишь жанр будущей работы не ясен. Драма? Комедия?

Мне слышались голоса, чудился запах вареной картошки с черными пригарками. Я видел рыжего Мишу Пташука, крутящегося у горячей печки... В хату заглядывали соседи. Он называл их фамилии и деревенские клички. Звучали короткие истории о каждом из земляков — иногда трогательные, а иногда жесткие и горькие.

А наши дети катались, падали, подъезжали, что-то нам говорили и пропадали среди пестрых и нарядных сверстников.

— Что это за дядька такой большой? — спросила дочка, когда мы шли домой с катка.

— Режиссер Михаил Пташук!

— Хороший?

— Очень!

Это было зимой, в феврале 2002 года. Виделись мы в последний раз — 26 апреля его не стало...

ladzimir@tut.by

Фото Евгения Коктыша
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter