Бизнес и чиновники: действительно ли административных процедур для предпринимателей становится меньше?

Большой привет малому бизнесу

Наша стратегия социально-экономического развития нацелена на амбициозную задачу: войти в тридцатку стран с наилучшим бизнес–климатом. И поступательное движение в этом направлении налицо. Новость недели: Беларусь вновь улучшила свои позиции в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса», заняв 57–е место среди 189 государств. Наиболее высоко эксперты оценили упрощение процедуры налогообложения для компаний: по этому индикатору мы поднялись со 107–й строчки сразу на 60–ю. А по регистрации собственности и обеспечению исполнения контрактов у страны и вовсе завидные позиции — 3–я и 7–я соответственно. В общем же рейтинге мы обошли своих партнеров по Таможенному союзу: Россия — 62–я, Казахстан — 77–й... Спору нет, чтобы климат для бизнеса с каждым годом становился благоприятнее, а деловая инициатива только поощрялась, сделано и делается немало. Но и работы ведь непочатый край. Возьмем, скажем, такой любопытный факт. Получение разрешения Мингорисполкома на реконструкцию административного помещения под парикмахерскую стоит нынче порядка 13 млн. рублей. Спросите: откуда берется такая сумма? Корреспондент «СБ» провела небольшое расследование.


Никто не станет спорить: развитие малого бизнеса поддерживает экономику. И вряд ли кто–либо возьмется отрицать необходимость всяческой помощи тем, кто стрижет, шьет, латает сапоги или печет булочки. Но все это невозможно делать дома на кухне. Лучше открыть магазинчик шаговой доступности, мастерскую, кофейню в «спальных» районах большого города, где квартир и жителей много, а услуг и так называемой инфраструктуры мало. Но первое, что необходимо бизнесмену, — помещение. Причем под каждый вид деятельности свое. С этим существует реальная проблема. Офисов настроили много, а вот помещений другого назначения — дефицит. Но в офисе на первом этаже не может быть размещена парикмахерская или магазин. Назначение объекта придется менять. И если для этого нужно, условно говоря, поставить лишнюю мойку, то процесс назовут реконструкцией со всеми вытекающими этапами хождений по инстанциям. Разрешение органа власти. Проект. Согласования. Ремонт. И повторный ввод в эксплуатацию для новых целей. В общем, практически все то же, как если бы вам понадобилось в центре города построить новый магазин или завод. К сожалению, законодательство у нас тут пока не видит больших различий.

Фото  Артура  ПРУПАСА, «СБ».


Однако два года назад был сделан шаг навстречу предпринимателям. После выхода Указа Президента № 200 от 26 апреля 2010 года об административных процедурах, осуществляемых госорганами по заявлению граждан, 17 февраля появилось постановление Правительства № 156, утвердившее аналогичный перечень, но в отношении предпринимателей. Была предпринята попытка сократить административные процедуры для бизнеса и сроки принятия решений. Кстати, удачно совпавшая с введением упрощенной системы налогообложения для малых фирм и электронного документооборота. Так вот, в главе 3 документа, касающейся строительства и архитектуры, пунктом 1 значится выдача разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта и снос. И хотя снова фактически поставлен знак равенства между капремонтом, строительством и реконструкцией, главное — до минимума сокращен перечень документов: заявление, свидетельство о госрегистрации юрлица, квитанция об оплате подрядных работ, а в случае самостоятельного сбора заключений согласующих организаций и технических условий на проектирование — бесплатно! Срок рассмотрения — месяц.


Но что имеем на деле? Когда я, представившись предпринимательницей, желающей открыть парикмахерскую в административном помещении, обратилась в «одно окно» Мингорисполкома и сказала, что, согласно постановлению № 156, явлюсь с заявлением и документами о госрегистрации юрлица, меня даже не поняли. «Техпаспорт, свидетельство о праве собственности на помещение, документа на землю, согласие товарищества собственников на изменение назначения объекта, задание на проектирование, копия паспорта, — услышала в ответ. — В противном случае вы получите официальный отказ в установленные сроки».


Наверное, пошла не в то окно, подумала я и подняла из архива резонанс на одну из своих статей на похожую тему («На одного с сошкой — семеро с ложкой», номер за 6 ноября 2013 года). В письме в редакцию управляющий делами Мингорисполкома Н.А.Котов сообщал: для упрощения административных процедур и сроков их рассмотрения и в целях совершенствования работы с населением подготовку разрешительной документации на реконструкцию выполняет КУП «Минский городской центр инжиниринговых услуг». По заявительному принципу. Ура! Вот здесь–то точно меня не заставят собирать гору бумаг. Достаточно будет заявления. Увы. Ничего подобного.

окно4.jpg


Сотрудник отдела подготовки проектов решений КУП «Минский городской центр инжиниринговых услуг» озвучил все тот же перечень документов, а еще цену и сроки. Архитектурно–планировочное задание с техусловиями и заявкой–схемой обойдется где–то в 10 млн. рублей, заключения согласующих органов — ГАИ, санслужба и «Зеленстрой» — еще примерно 3 млн. На все про все — полтора месяца. Иными словами, принцип работы этой организации заключается лишь в том, что почти за полторы тысячи долларов по различным инстанциям и кабинетам за меня будут ходить ее сотрудники! Но где упрощение и оптимизация процедур? Собственно, мне всего лишь предложили легального госпосредника. Так у нас тут и коммерческих хоть пруд пруди. И на выходе получу разрешение Мингорисполкома на реконструкцию офиса в парикмахерскую. То есть реально выполню пункт 1 в перечне всех необходимых и перечисленных выше процедур.


Но за что берут такие деньги? Затраты на подготовку архитектурно–планировочного задания, в принципе, можно как–то оправдать: инженеры, проектировщики бесплатно ничего делать не станут. Но сбор подписей согласующих организаций? Разве ГАИ, санслужба и «Зеленстрой», финансируемые из бюджета, не рассматривают обращения граждан и организаций бесплатно? И вообще, какое значение имеет согласие ГАИ и «Зеленстроя» по поводу банального изменения назначения нежилого помещения? У специалистов отдела аргументы следующие: «В вашу парикмахерскую клиенты могут приезжать на машине, которую им нужно будет где–то ставить». Но гостевых стоянок в Минске нет у большинства действующих кафе, магазинов, салонов красоты. Значит, согласия ГАИ априори мне не видать? Нет, оказывается, с учетом сложной обстановки с парковками в городе ГАИ, как правило, идет навстречу. Зачем тогда согласование и подпись? С «Зеленстроем» все еще любопытнее. Целесообразность его подписи объясняют тем, что, мол, если в процессе реконструкции будет повреждено хоть одно зеленое насаждение, то собственника заставят высадить 10 взамен. Но для перепрофилирования офиса в парикмахерскую необходима только установка нескольких моек и дополнительного вентиляционного оборудования внутри (!) помещения. При чем здесь деревья? Начальник отдела подготовки проектов решений РУП «Минский городской центр инжиниринговых услуг» Алексей Нерушкин только развел руками: «Такая процедура и такой порядок. По нему мы работаем».


А  Сергей Осипов, начальник управления архитектуры и организации проектных работ комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, и вовсе ошарашил комментарием по поводу несоблюдения норм постановления Правительства № 156: «Горисполком обратился в Правительство с просьбой вывести реконструкцию из административных процедур. Не может быть административной процедурой принятие решения о реконструкции. Тогда все необходимые документы, которые сочтем нужными, будем истребовать». Как говорится, большой привет малому бизнесу. Если Правительство откликнется на просьбу Мингорисполкома, то даже трудно предположить, во сколько раз может вырасти стоимость разрешения на реконструкцию. И количество процедур, согласований и их цена тогда точно не будут ограничены ничем...

aelita@sb.by


Советская Белоруссия №209 (24590). Пятница, 31 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter