Большой нефтяной путь

Поиск альтернативных рынков энергоносителей — тема актуальная не только для Беларуси...

Поиск альтернативных рынков энергоносителей — тема актуальная не только для Беларуси. Поэтому специалисты с интересом встретили соглашение, которое предусматривало поставку на Мозырский нефтеперерабатывающий завод в 2010 году около 4 миллионов тонн венесуэльской нефти. По характеристикам она похожа на нефть из Ставрополья и Калининграда, которые ранее перерабатывались на МНПЗ. Однако проходит куда более долгий путь. И ответственным его этапом является таможенное оформление в Мозыре. Задача тем более непростая (если не сказать — уникальная), что подобных поставок с другого континента никогда раньше не было. Нашим таможенникам предстояло не просто организовать оформление в полном соответствии с законодательством, но и сделать это максимально быстро, грамотно, с минимальными затратами...


О том, как решали необычную задачу, рассказал заместитель начальника Мозырской таможни Владимир Полковниченко.


— Собственно, в чем была сложность?


— В Мозырь венесуэльская нефть приходит в железнодорожных цистернах. Ясно, что все товары, поступающие из–за границы, должны проходить таможенное оформление. Без нашего разрешения с ними нельзя производить какие–либо действия, в том числе слив. При этом основной вопрос, который предстояло решить в первую очередь, — не допустить простоев подвижного состава, доставляющего нефть. Это при том, что поставка осуществляется и днем, и ночью, и в выходные, и в праздники...


— Но как технически можно избежать простоев, если в любом случае необходимо время на таможенные процедуры?


— Варианты решения этой проблемы мы искали в тесном взаимодействии с Мозырским нефтеперарабатывающим заводом и Белорусской нефтяной компанией, которая выступает поставщиком. Первая партия нефти из месторождения «Санта–Барбара» прибыла в Мозырь 2 мая. К этому времени таможня и МНПЗ были полностью готовы к ее поступлению. На территории завода была создана временная зона таможенного контроля. Для промежуточного хранения груза использовали один из резервуаров предприятия...


— И что это дало?


— Экономию времени и средств. Появилась возможность для хранения венесуэльской нефти отдельно от иного сырья, не находящегося под таможенным контролем. С одной стороны, это позволило нашим сотрудникам выдавать разрешение на слив сразу по прибытии состава на завод, не задерживая цистерны. С другой — сделало возможным учет иностранного сырья.


— Как я понимаю, получение сырья — лишь первая часть работы. Ведь затем таможне предстоит и оформление конечного продукта, который пойдет на экспорт...


— Это второй блок вопросов, которые нам необходимо было решить. Для эффективного распределения сил необходимо знать, сколько и какого нефтепродукта получится из поступившей нефти. Кроме того, важно определиться, будут ли эти нефтепродукты вывозиться на экспорт либо останутся на территории Беларуси. От ответа зависит порядок таможенного оформления. Оптимальное решение было найдено. Были согласованы условия переработки на таможенной территории.


Но и это не все. Были уточнены обстоятельства определения налогооблагаемой базы при помещении продуктов переработки под таможенный режим свободного обращения. При этом не забывайте, что 6 июля вступил в силу союзный Таможенный кодекс и все процедуры согласовывались и производились с учетом новых требований таможенного законодательства.


— Если исходить из последних межгосударственных договоренностей, то в следующем году работы у вас не только прибавится — она приобретет новый характер...


— Да, и мы готовы к этому. Прошедшей весной, после того как резервы южноамериканской нефти в резервуаре достигли 30 тысяч тонн, началась ее переработка. Произошло это 9 мая. С тех пор ежесуточно перерабатывается 7 — 8 тысяч тонн. Мы ожидаем, что поставки венесуэльской нефти с 1 января увеличатся более чем вдвое — до 10 миллионов тонн в год. До настоящего времени венесуэльская нефть поступала в нашу страну только железнодорожным транспортом через три морских порта (Одесса — в Украине, Мууга — в Эстонии и Клайпеда — в Литве). В начале ноября с Украиной был подписан контракт о транспортировке в Беларусь через нефтепровод Одесса — Броды 8 миллионов тонн нефти в год. Существует договоренность с украинской стороной о пробной прокачке «Санта–Барбары» на Мозырский НПЗ с использованием нефтепроводов Одесса — Броды и «Дружба» в аверсном режиме. Это должно произойти уже в ноябре. Вдобавок рассматривается возможность поставок венесуэльской нефти северным путем — с использованием нефтепровода Полоцк — Вентспилс.


Несмотря на то что в ближайшем будущем поставки танкерных партий венесуэльской нефти будут увеличиваться, уверен, что таможенные органы обеспечат динамичное оформление таких важных для страны грузов в кратчайшие сроки.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter