Для динамичного формирования единой промышленной политики Беларуси и России необходимо уже сегодня активизироваться в реализации совместных проектов наших предприятий

Большой масштаб общих дел

Нет смысла повторять аргументы, почему экономическая интеграция Беларуси и России станет триггером для развития отечественного реального сектора. Стратегическое значение российского рынка сбыта для большинства наших отраслей и глубокие кооперационные связи не вызывают сомнения. Поэтому единая промышленная политика и равные условия хозяйствования для предприятий двух стран — серьезные возможности для развития белорусской промышленности. Но надо понимать: договоренности на межгосударственном уровне являются только остовом, каркасом, «обшивку» которого необходимо осуществлять не только на политическом и правительственном, но и на корпоративном уровне. Нашим передовым компаниям совершенно не обязательно дожидаться формализации и выполнения мероприятий союзных программ. В рамках уже сформированной нормативно-правовой базы можно и необходимо начинать разрабатывать и реализовывать совместные проекты с российскими коллегами, чтобы идеология экономической интеграции наполнялась эмпирическим опытом и конкретными проектами.

Некоторые историки высказывают в какой-то степени обоснованное мнение: в советской концепции индустриализации страны была заложена страховка от развала государства. Идея заключалась в том, что предприятия центральной подчиненности (союзным министерствам) географически строились и таким образом, чтобы создавались экономические и кооперационные связи между республиками. Соответственно, максимальная эффективность в ключевых отраслях могла быть достигнута только в рамках Союза. К сожалению, политические амбиции руководителей республик в конце 1980-х — начале 1990-х пересилили предохранители экономической прагматики. Но логика выстраивания промышленности сработала: после разрыва экономических связей республики впали в экономический ступор. И вышли на устойчивое развитие только после восстановления былых связей. 

Поэтому можно утверждать, что интеграция и единая промышленная политика Беларуси и России формируется не на пустом месте. И в новой истории развивались кооперационные и интеграционные связи между предприятиями двух стран. Накоплен уже достаточно богатый опыт. В том числе и в рамках реализации союзных программ. Конечно, как отметил недавно Премьер-министр Беларуси Роман Головченко, для реализации согласованных недавно главами государств 28 союзных программ необходимо приложить еще много усилий не только органам государственного управления, по большому счету они сделали свое дело, но и бизнесу, причем как государственному, так и частному. Как говорится, последнее слово будет именно за ними. 

Если говорить о выработке единой промышленной политики СГ, то это не самая простая задача. Хочется верить, что очередной старт углубленной экономической интеграции не окажется очередным фальстартом. На мой взгляд, не надо ждать 2023-го или другого года. Договоренности на политическом уровне уже создают основу для более активного взаимодействия на отраслевом и корпоративном уровне. Я повторюсь: теперь слово за бизнесом, а точнее — за реализацией конкретных белорусско-российских проектов. Именно к такой форме сотрудничества на итоговой пресс-конференции призывали президенты Беларуси и России — уже сегодня профильным ведомствам обеих стран необходимо приступить к реализации несколько амбициозных и перспективных совместных проектов на корпоративном уровне. Союзному государству сегодня просто необходимы успешные проекты, которые могли бы стать своеобразными маяками для бизнес-сообщества наших стран.

Коллаж Виктории ШКАРУПЫ

Кроме уже известных инициатив типа МАЗ — КАМАЗ или МЗКТ — Ростех, можно рассмотреть и новые форматы сотрудничества. Например, белорусские предприятия могли бы участвовать в российских национальных проектах или российские компании кооперироваться с белорусскими для осуществления уже белорусских так называемых проектов будущего, прописанных в программе социально-экономического развития нашей страны. 

И эту работу можно начинать уже сегодня. Нормативно-правовая база, дополненная политической волей, позволяет это делать. Несомненно, вхождение белорусских предприятий в те или иные крупные российские промышленно-финансовые объединения (холдинги, госкорпорации) потребует длительной и долгой проработки. Но ситуация в регионе и не только показывает, что времени на раскачку у нас практически не остается. В условиях активной стадии так называемой четвертой промышленной революции, если наши страны не предпримут адекватных текущему моменту реальных шагов, сохраняется реальная угроза остаться в числе стран третьего мира и довольствоваться ролью сырьевого придатка или рынком сбыта для стран-лидеров. 

Как мне видится, так называемые дорожные карты, или, используя новую терминологию, союзные программы, дают нашим компаниям уникальный шанс не просто догнать, а выйти на передовые позиции среди наших конкурентов. Сегодня, в постковидный период и в преддверии перестройки глобальной экономики (прежде всего — энергетический переход), выиграют страны, которые наиболее динамично воспользуются моментом. Стартовые позиции в белорусской и российской экономиках очень неплохие. В силу разных аспектов и обстоятельств две страны вышли из пандемийного кризиса раньше многих ключевых мировых экономических игроков. Этот задел необходимо реализовывать. Если и государственный сектор, и частный бизнес оперативно воспользуются представившимися интеграционными возможностями, то это не только приведет к существенному макроэкономическому эффекту, что позволит уже в среднесрочной перспективе обеспечить опережающий рост ВВП по сравнению со среднемировым, но и даст реальный шанс для дальнейшей углубленной интеграции в формате СГ, близком к формату ЕС.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter