Большой «корабль» торговли

Приход на белорусский рынок гипермаркетов до сих пор считается явлением неоднозначным. Когда только появились первые торговые гиганты, возникло два мнения

Приход на белорусский рынок гипермаркетов до сих пор считается явлением неоднозначным. Когда только появились первые торговые гиганты, возникло два мнения. Одни радовались появлению магазинов с расширенным ассортиментом и доступными ценами, другие — панически опасались появления поглощающих «монстров». Сегодня уже можно проанализировать некоторые результаты. Оказалось, что в Беларуси новый формат торговли пока развивается по своему особому сценарию.

Главная особенность работы «гиперов» в Беларуси сложилась согласно нашей потребительской культуре. К примеру, в Западной Европе гипермаркеты из универсальных магазинов превратились в торгово-развлекательные центры, куда потребители приезжают семьями, совершают шопинг на целую неделю и одновременно приятно проводят время — обедают в кафе, играют в боулинг… В нашей стране гипермаркеты воспринимаются еще как диковинка, поэтому немало белорусов приезжают в них скорее как на экскурсию, нежели за покупками. Для жителей окрестных кварталов «гиперы» выполняют функцию «магазина у дома», куда можно зайти по пути, чтобы купить буханку хлеба и пакет молока. 

Однако сегодня гипермаркет — один из самых прибыльных форматов розничной торговли. В среднем любой из них ежедневно посещают 10—12 тысяч покупателей. «Средний» чек —  около 15 долларов, а по товарообороту, приходящемуся на 1 квадратный метр торговой площади, отечественные гипермаркеты не уступают западным. По мнению специалистов, гипермаркет окупается за 7—8 лет. А при благоприятных обстоятельствах — через 3—4 года. 

— Острой конкуренции среди действующих 4 гипермаркетов сегодня нет, так как еще имеется дефицит торговых площадей, — говорит заместитель управляющего торгового центра «Корона» Филипп Артеменко. — Но с развитием «гиперов» наступит конкуренция внутри этого формата торговли, и цены в них поползут вниз. Тогда основными операторами розницы на рынке Беларуси станут гипермаркеты, сетевые магазины формата «у дома» и супермаркеты с площадью торгового зала более тысячи квадратных метров. А вот магазины-одиночки, видимо, вымрут как класс. 

Действительно, белорусские гипермаркеты сегодня находятся в выигрышной ситуации: конкуренция в белорусском ретейле пока минимальная. Рынок свободен и, что немаловажно, подготовлен к выходу на него торговых гигантов. К примеру, Программа развития внутренней торговли на 2006—2010 годы предусматривает развитие розничной торговой сети по двум основным направлениям. Первое — увеличение торговых площадей за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров. К концу пятилетки количество магазинов с торговой площадью свыше 650 квадратных метров увеличится в республике до 231 единицы, свыше тысячи квадратных метров (преимущественно супер-, гипермаркетов и дискаунтеров) — до 116. В рамках реализации программы предусматривается строительство 44 крупных торговых центров, из них в Минске — 12, в том числе трех с привлечением иностранных инвестиций. Второе направление развития ретейла — формирование системы магазинов, расположенных недалеко от жилых домов и торгующих ассортиментом товаров первой необходимости. 

Первые годы работы показали, что гипермаркеты в Беларуси далеко не в полной мере могут использовать свои конкурентные преимущества при закупке товаров: цены на продукцию отечественных госпредприятий регулируются государством. В результате независимо от закупаемого объема цена зачастую не снижается. Рентабельность большинства производителей не превышает 10 %, а значит, давать дополнительно какие-либо существенные скидки для гипермаркетов они не имеют возможности. Такая политика на руку мелким магазинам, но стала «палкой в колесах» для крупных торговых форматов и розничных сетей. 

Известно, что эффективно отбивать покупателей у конкурентов гипермаркет может, если общий уровень цен в его торговых залах в среднем на 10—15 % ниже, чем в универсамах и супермаркетах города. Потери в марже, помимо больших оборотов, компенсируются скидками и бонусами от поставщиков, получаемыми благодаря большим объемам закупок. Иными словами, прибыль гипермаркета зависит не столько от наценки, сколько от оборота. На него влияет в первую очередь ассортимент, с которым у гипермаркетов до недавнего времени были большие проблемы. Необходимость держать на прилавках не менее 70 % товаров белорусских производителей сильно портила «гиперам» жизнь. По некоторым оценкам, товары, выпущенные под маркой «Сделано в Беларуси», объективно способны «закрыть» лишь 20 % всего товарного ассортимента в крупноформатной торговле. К счастью гипермаркетов, это постановление было отменено, и теперь они могут развернуться в полную силу. 

Иными словами, гипермаркетам больше нечего бояться, тем более что самый важный для них показатель: уровень благосостояния населения растет. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter