Приход на белорусский рынок гипермаркетов до сих пор считается явлением неоднозначным. Когда только появились первые торговые гиганты, возникло два мнения. Одни радовались появлению магазинов с расширенным ассортиментом и доступными ценами, другие — панически опасались появления поглощающих «монстров». Сегодня уже можно проанализировать некоторые результаты. Оказалось, что в Беларуси новый формат торговли пока развивается по своему особому сценарию.
Главная особенность работы «гиперов» в Беларуси сложилась согласно нашей потребительской культуре. К примеру, в Западной Европе гипермаркеты из универсальных магазинов превратились в торгово-развлекательные центры, куда потребители приезжают семьями, совершают шопинг на целую неделю и одновременно приятно проводят время — обедают в кафе, играют в боулинг… В нашей стране гипермаркеты воспринимаются еще как диковинка, поэтому немало белорусов приезжают в них скорее как на экскурсию, нежели за покупками. Для жителей окрестных кварталов «гиперы» выполняют функцию «магазина у дома», куда можно зайти по пути, чтобы купить буханку хлеба и пакет молока.
Однако сегодня гипермаркет — один из самых прибыльных форматов розничной торговли. В среднем любой из них ежедневно посещают 10—12 тысяч покупателей. «Средний» чек — около 15 долларов, а по товарообороту, приходящемуся на 1 квадратный метр торговой площади, отечественные гипермаркеты не уступают западным. По мнению специалистов, гипермаркет окупается за 7—8 лет. А при благоприятных обстоятельствах — через 3—4 года.
— Острой конкуренции среди действующих 4 гипермаркетов сегодня нет, так как еще имеется дефицит торговых площадей, — говорит заместитель управляющего торгового центра «Корона» Филипп Артеменко. — Но с развитием «гиперов» наступит конкуренция внутри этого формата торговли, и цены в них поползут вниз. Тогда основными операторами розницы на рынке Беларуси станут гипермаркеты, сетевые магазины формата «у дома» и супермаркеты с площадью торгового зала более тысячи квадратных метров. А вот магазины-одиночки, видимо, вымрут как класс.
Действительно, белорусские гипермаркеты сегодня находятся в выигрышной ситуации: конкуренция в белорусском ретейле пока минимальная. Рынок свободен и, что немаловажно, подготовлен к выходу на него торговых гигантов. К примеру, Программа развития внутренней торговли на 2006—2010 годы предусматривает развитие розничной торговой сети по двум основным направлениям. Первое — увеличение торговых площадей за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров. К концу пятилетки количество магазинов с торговой площадью свыше 650 квадратных метров увеличится в республике до 231 единицы, свыше тысячи квадратных метров (преимущественно супер-, гипермаркетов и дискаунтеров) — до 116. В рамках реализации программы предусматривается строительство 44 крупных торговых центров, из них в Минске — 12, в том числе трех с привлечением иностранных инвестиций. Второе направление развития ретейла — формирование системы магазинов, расположенных недалеко от жилых домов и торгующих ассортиментом товаров первой необходимости.
Первые годы работы показали, что гипермаркеты в Беларуси далеко не в полной мере могут использовать свои конкурентные преимущества при закупке товаров: цены на продукцию отечественных госпредприятий регулируются государством. В результате независимо от закупаемого объема цена зачастую не снижается. Рентабельность большинства производителей не превышает 10 %, а значит, давать дополнительно какие-либо существенные скидки для гипермаркетов они не имеют возможности. Такая политика на руку мелким магазинам, но стала «палкой в колесах» для крупных торговых форматов и розничных сетей.
Известно, что эффективно отбивать покупателей у конкурентов гипермаркет может, если общий уровень цен в его торговых залах в среднем на 10—15 % ниже, чем в универсамах и супермаркетах города. Потери в марже, помимо больших оборотов, компенсируются скидками и бонусами от поставщиков, получаемыми благодаря большим объемам закупок. Иными словами, прибыль гипермаркета зависит не столько от наценки, сколько от оборота. На него влияет в первую очередь ассортимент, с которым у гипермаркетов до недавнего времени были большие проблемы. Необходимость держать на прилавках не менее 70 % товаров белорусских производителей сильно портила «гиперам» жизнь. По некоторым оценкам, товары, выпущенные под маркой «Сделано в Беларуси», объективно способны «закрыть» лишь 20 % всего товарного ассортимента в крупноформатной торговле. К счастью гипермаркетов, это постановление было отменено, и теперь они могут развернуться в полную силу.
Иными словами, гипермаркетам больше нечего бояться, тем более что самый важный для них показатель: уровень благосостояния населения растет.