История одной фотографии художника Александра Гришкевича

Большой художник

Для меня все художники условно делятся на две большие группы — поэтов и прозаиков. Александр Гришкевич — однозначно — поэт. Что бы он ни делал, все его работы похожи на короткие стихи. В них нет рассказа, нет истории, которой многие завлекают зрителя. Нет и многочисленных подробностей с мелкими, но важными деталями. Пересказать его работы сложно... А что есть на больших и маленьких картинах? В первую очередь настроение. И не имеет значения — большую, старую сосну пишет Гришкевич или маленький кустик у дороги, панораму с бесконечными холмами, лесами, небом и озерами, отражающими голубое или серебристое небо. Маленький ручеек или большую реку с темной рябью или золотыми отблесками.

Смотришь на его пейзажи и как–то успокаиваешься, радуешься, и, это самое главное, тебе кажется, что ты сам все это увидел, а художник здесь ни при чем, его как бы и нет. То есть как со стихами: прочел, проговорил шепотом, и думаешь — так я же все это знал... А потом следующая мысль: «А как это я сам до таких простых слов не додумался? И как это я сам, сто раз видя ручей и тонкие деревья в снегу, не написал такой же пейзаж?»

Происходит удивительное узнавание. Гришкевич очищает пейзаж, избавляя от всего лишнего, оставляя на холсте лишь самое необходимое, самое главное.

Писать так очень тяжело. Кстати, и поэтов всегда меньше, чем прозаиков. Они все штучные, уникальные...

И еще, это очень важно, Гришкевич по–хорошему старомоден. Он очень много времени проводит на природе, на свежем воздухе, иногда по несколько раз изображая на маленьких холстиках один и тот же мотив. Он пишет его утром, вечером, в полдень, бесконечно оттачивая, шлифуя, выбирая самое главное. К каждому большому, значительному полотну у него десятки подготовительных этюдов. Сейчас так уже почти никто не делает. Современные пейзажисты торопливы, напоминают спортсменов–спринтеров. А Гришкевич медлителен, нетороплив, и, как все крупные люди, с большим умением и даже любовью сосредоточенно делает маленькие работы. Иногда он напоминает мне часовщика с окуляром в глазу и деликатными инструментами. Мастера, который склонился над часами и едва заметно прикасается к пружинкам и шестеренкам. Как правило, ему удается запустить механизм, часы идут, показывая абсолютно точное время. Как дня, так и года...

У меня дома висит на стене небольшой серебристый морской пейзаж, подаренный художником. На нем только море и небо. И этого достаточно, чтобы каждый день я останавливался и смотрел, вспоминая то строчки стиха, то мелодию.

Фотограф Евгений Коктыш смог снять художника так, словно он смотрит на свой холст, выискивая только ему одному видимые изъяны. Так поэт проговаривает слова, отбирая самые точные.

ladzimir@tut.by

Фото Евгения КОКТЫША

Советская Белоруссия № 194 (25076). Суббота, 8 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter