Большой экран — это культура, искусство и идеология

Сегодня, 14 сентября, пройдет внеочередная коллегия Министерства культуры страны

Тема культуры в эти дни на слуху. В ходе недавней встречи Президента страны с министром культуры Владимиром Матвейчуком главой государства высказан ряд серьезных замечаний по многим актуальным вопросам развития отрасли. Государство сегодня – главный и самый надежный меценат отечественной культуры, тратит на нее колоссальные средства, увеличивая финансирование из года в год, но отдача пока оставляет желать лучшего, в том числе и от киноотрасли. Сегодня, 14 сентября, пройдет внеочередная коллегия Министерства культуры страны. Накануне заседания своими мыслями с  «Р» поделился Юрий Цветков, кинорежиссер, председатель Белорусского союза кинематографистов:

— Развитию кинематографа Президент уделяет приоритетное внимание, государством оказывается огромная финансовая  поддержка. Очевидно, должна быть и отдача. Истраченные деньги должны вернуться фильмом, который способен и заинтересовать зрителя, и донести до граждан страны государственную идеологию. Но какой из фильмов, созданных за последние несколько лет, можно назвать глубоко патриотическим, истинно национальным, а не только общечеловеческим кино?  Конечно, нужно и оно, но нужно и другое, благодаря чему воспитывается любовь к Родине, преданность Отечеству, уважение к своим национальным традициям. Посмотрите: в любом американском боевике, не говоря уже о серьезных картинах, присутствует американский флаг. А мы не пытаемся хоть как-нибудь свою культуру, национальную идею через свои фильмы продвинуть. Конечно, нельзя сказать, что белорусское кино полностью провально. Считаю, несколько национальных патриотических фильмов за последние 10 лет мы все же сделали. Я бы отнес к их числу «В августе 44-го», «Сын за отца», которые и сегодня не сходят с экрана. Может быть,
не гениальная картина «Анастасия Слуцкая», но она хотя бы поднимает пласт нашей истории. Вся же остальная продукция – это обо всем и ни о чем. Такие фильмы не могут пользоваться  спросом ни у 40-летних, ни у 20-летних. А нет зрителя, нет кассы — зачем тогда создавать фильм? 

О кинопрокате. Очень важна работа с фильмами, и особенно белорусскими, на периферии. Выпускников в минкультовских вузах достаточное количество, но попробуйте кого-нибудь выгнать в областной кинопрокат, не говоря уж о районном. А там катастрофически не хватает методистов, либо этим делом занимаются люди с совершенно другим профильным образованием. Я вообще не уверен, распределяются ли в районные кинопрокаты молодые специалисты?  

На мой взгляд, огромное значение для распространения белорусской  кинопродукции имеет представление наших картин на фестивалях в других странах. Стало уже традиционным участие наших картин в «Золотом Витязе»,  откуда наград мы увозим больше, чем сами россияне — организаторы фестиваля. Но о других форумах этого не скажешь. Особенно о фестивалях класса «А», таких, как берлинский, каннский, венецианский. А ведь фильм-призер фестиваля – это обязательный интерес зрителя, это то, что потом определит кассу. Мы же пока даже в рамках нашего кинофестиваля  «Лiстапад» свое белорусское кино распространяем слабо. Усилий его организаторов все же недостаточно. Фестивалю нужна помощь. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter