Большой дом

Белорусы в России являются самой крупной диаспорой за пределами своей родины До распада СССР крупнейшие центры белорусской эмиграции находились на Западе. И хотя сегодня 3,5 миллиона выходцев их Беларуси разбросаны по многим странам мира,  больше всего их проживает в России. Делегаты от Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири составили костяк Пятого съезда белорусов мира, прошедшего 18–19 июля в Минске. Показательна всего лишь одна цифра, приведенная на собрании кандидатом исторических наук Натальей Гордиенко: в некогда огромной, а теперь вымирающей общине белорусов Великобритании состоят 35 членов, в то время как в одной Твери к национальному товариществу принадлежат 65 человек. Однако и это далеко не истинное число белорусов в этом российском городе, так как, по наблюдениям исследовательницы, считанные проценты белорусов, проживающих за границей, сохраняют свое национальное сознание и язык. В то же время в России, впрочем, как и в других странах, выходцы из Беларуси смогли занять ключевые позиции в общественной жизни.

Белорусы в России являются самой крупной диаспорой за пределами своей родины

До распада СССР крупнейшие центры белорусской эмиграции находились на Западе. И хотя сегодня 3,5 миллиона выходцев их Беларуси разбросаны по многим странам мира,  больше всего их проживает в России. Делегаты от Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири составили костяк Пятого съезда белорусов мира, прошедшего 18–19 июля в Минске. Показательна всего лишь одна цифра, приведенная на собрании кандидатом исторических наук Натальей Гордиенко: в некогда огромной, а теперь вымирающей общине белорусов Великобритании состоят 35 членов, в то время как в одной Твери к национальному товариществу принадлежат 65 человек. Однако и это далеко не истинное число белорусов в этом российском городе, так как, по наблюдениям исследовательницы, считанные проценты белорусов, проживающих за границей, сохраняют свое национальное сознание и язык. В то же время в России, впрочем, как и в других странах, выходцы из Беларуси смогли занять ключевые позиции в общественной жизни.

Олег Кандыбо, президент Московского клуба белорусов, выступая с трибуны съезда перед 215 делегатами и 40 гостями из 17 стран, с гордостью отметил особенность положения соотечественников в России: «Мы там считаемся людьми со знаком качества. Нас посылают на самые ответственные должности – и в органы госбезопасности, и в разведку, и в космос». Кандыбо, как и его коллега Валерий Демчук, в Москву попал по военной линии: хлопцев – одного из-под Витебска, второго из-под полесского Лунинца – призвали в Советскую армию, за примерную службу не раз повышали в звании. В конце концов  мужики так и остались в российской столице, а уйдя со службы, занялись собственным делом. Теперь могут позволить себе даже помогать землякам на родине. Кандыбо возглавляет торговый дом, продвигающий белорусские товары на российский рынок. Демчук организует международные автомобильные перевозки, в том числе через Беларусь. Кстати, Валерий Демчук – очень нетипичный «эмигрант» (в контексте Союзного государства термин вроде бы странный, хотя по-научному верный): бывает в родных местах не менее раза в месяц – то часовенку построит у своей деревни Синкевичи, то проспонсирует команду по мотоболу в Лунинце, о которой слава гремит не только на всю республику, но даже Европу. Однако таких белорусов, которые могут по собственной инициативе помогать соотечественникам на родине, не так уж много в эмиграционной среде. Большинство белорусов за рубежом сами нуждаются в помощи – и материальной, и моральной.
Белорусы появились в России давно. Первыми эмигрантами в братской стране стали выходцы из Великого княжества Литовского, которых московские цари селили в разных уголках своей державы. Белорусская рабочая и интеллектуальная сила, как справедливо отметил Олег Кандыбо, всегда была на высоком счету.
Большие белорусские общины можно отыскать в Сибири по сей день. И это не только ссыльные
(а таковых было немало), но и добровольные переселенцы времен столыпинской аграрной реформы, потомки беженцев времен Первой и Второй мировых войн. В Иркутской области, например,  до сих пор во многих деревнях сохраняется могилевский, гродненский, минский говор. Один из признанных лидеров белорусской диаспоры за рубежом – также из этих мест, его зовут Олег Рудаков, он возглавляет региональное общественное объединение «Иркутское общество белорусской культуры имени Яна Черского». На родной Полотчине бывает всего раз в год – Российская железная дорога предоставляет право бесплатного проезда (кстати, тоже по военной линии). Связь с Отечеством позволяет Рудакову не забывать белорусский язык, но, по его наблюдениям, из-за того, что большинство иркутских белорусов не бывали на родине по 15–20 лет, о сохранении своего национального «я» они заботятся мало.
Между тем в Иркутской области проживают 50 тысяч белорусов – почти столько же, сколько в Москве. Среди них есть весьма авторитетные в регионе люди: Виктор Яковенко – бывший вице-губернатор, Геннадий Истомин – спикер законодательного собрания, Анатолий Реут – известный нейрохирург. Местные власти регулярно помогают общине: недавно профинансировали приобретение национальных музыкальных инструментов. Хотя, конечно, во многом иркутские, московские и другие российские белорусы надеются и на первое Отечество. По словам уполномоченного по делам религий и национальностей Леонида Гуляко, хотя родина сейчас в ресурсах и ограничена, но своим землякам за рубежом как помогала, чем могла, так и будет помогать далее. Тем более что после съезда многие заботы соотечественников стали лучше понятны.
Петербургские белорусы, не дожидаясь поддержки от Минска, собственными силами проделали работу за целый академический институт – написали летопись своего присутствия в городе на Неве с древнейших времен до наших дней. Обобщил исторические сведения выходец из-под Новогрудка Николай Николаев, заведующий отделом редких книг Российской национальной библиотеки. В результате получился увесистый том, говорящий об особой роди выходцев из-под Несвижа, Минска, Могилева в минувшем и современной жизни Северной столицы.
Наталья Гордиенко, являющаяся одним из немногих исследователей белорусской эмиграции, констатировала, что в бывших советских республиках белорусы стали объединяться в национальные общества позже других народов. Исключением стали страны Балтии и… Россия. Несмотря на языковую близость белорусов и русских, высокий уровень ассимиляции первых, все-таки свою самобытность склонны подчеркивать многие уроженцы Поднепровья, Подвинья, Понеманья. Оксана Солопова, кандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии, ученый секретарь исторического факультета МГУ, отметила тонкие, но характерные черты в жизни белорусов Москвы: «Абсолютное большинство живущих в Москве белорусов (98 процентов опрошенных в ходе специального исследования) продолжает готовить и употреблять в постоянном рационе традиционные блюда из муки, картофеля, свинины – драники, клецки, молочные супы, затирку, сало, колбасы. Традиционная кухня на уровне бессознательного является сакральным элементом повседневной жизни, связующей воедино разных представителей одного народа. И все это на фоне того, что белорусы склонны приспособляться, скрывать свою национальность, языковой акцент: белорусским языком владеют только 14 процентов белорусов Москвы, понимают – около 21 процента, а 70,5 процента считают родным русский язык».
И все-таки 836 тысяч белорусов России (столько их по переписи 2002 года) помнят о своем происхождении. На территории Федерации учреждено 15 региональных национально-культурных автономий, более чем в 10 городах созданы национально-культурные центры, а землячеств и прочих товариществ не счесть.
У белорусов России, несмотря на трудности в контактах с родиной (особенно у географически удаленных групп диаспоры в Сибири), есть безусловное преимущество: проживание на территории общего Союзного государства снимает визовую проблему, а языковое единство гарантирует полное взаимопонимание с гражданами новой родины. В России белорусы не чувствуют себя чужаками, иностранцами.
Павел Латушко, министр культуры Беларуси (на верхнем снимке), выступая перед делегатами съезда соотечественников, предложил расширить границы родного дома за пределы страны – конечно, не в буквальном смысле. Министр отметил, что 2009-й в стране отмечается как Год родной земли, но это не республиканская, а общенациональная акция, которая должна сплотить всех белорусов – и граждан республики независимо от происхождения, и диаспору. Среди земляков эта мысль вызвала интерес, а Павел Латушко подкрепил ее обещанием, что государство приложит все усилия для сохранения и расширения сферы употребления родного языка, что также волнует представителей эмиграции. В свою очередь, Леонид Гуляко, уполномоченный по делам религий и национальностей, пригласил всех представителей диаспоры к диалогу в рамках консультационного совета при аппарате уполномоченного. Здесь у государства и его сыновей и дочерей есть один несомненный большой общий интерес – прийти в конце концов к принятию Закона о соотечественниках. Закон позволит связать более крепкими узами с родиной белорусов всего мира.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter