День открытых дверей в Большом театре: от балета до шоколада

Большого много не бывает

Мастер-классы по вокалу, игре на ударных и хореографии (сюда нужно являться со сменной обувью), выставки афиш, костюмов и декораций — в день открытых дверей Большой театр оперы и балета из года в год переживает гигантский наплыв публики. Романтика театральной жизни неудержимо влечет любителей оперы и балетоманов в святая святых — за кулисы и в репетиционные залы, в гримерные и костюмерные, на лекции и концерты, которых традиционно великое изобилие. Программа пятого по счету праздника для зрителей, спешащих приобщиться к волнующим тайнам закулисья, традиционно составлялась с размахом и отличалась разнообразием.


Формат праздника, проходящего в день создания театра, 24 мая, не меняется, но посетителям явно не надоедает — на экскурсии и мастер-классы записались около 4 тысяч человек, рассказал генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко:

— Ежегодно этот день мы отмечаем также оперой «Кармен». Почему? Потому что с этого спектакля началась в 1933 году история Большого театра. Впервые в этом году в программе дня открытых дверей задействованы представители Белорусской федерации танцев и художественной гимнастики на инвалидных колясках — уникальнейшие люди! Не исключаю, что в будущем мы подготовим с этими танцорами какую-то отдельную программу и дадим им возможность выйти на сцену театра.


В стороне не остался никто — посетителей, загодя записывавшихся на экскурсии, встречали солисты и все музыкальные коллективы Большого театра, от квартета контрабасов до октета валторн «Золото Рейна». Вдумчивых любителей истории ждали увлекательные лекции профессора Виктора Скоробогатова и магистра искусствоведения Алексея Фролова: музыковеды знакомили гостей с биографией и наследием родоначальника белорусской и польской оперы композитора Станислава Монюшко, 220-летие которого отмечается в мире в этом году.


Вместе с посетителями заглянули мы и на открытую репетицию дирижера Ивана Костяхина, которому можно было задать совершенно любые вопросы. Самый популярный: «Чего боятся такие симпатичные дирижеры?» — как оказалось, публику волнует душевное состояние маэстро во время спектакля. «Симпатичный и дирижер — это люди разные!» — пошутил Иван Костяхин. И признался, что фобий в его профессии хватает, но самая страшная — сыграть недостаточно хорошо:

— Как во всяком деле, сначала боишься ошибиться. Но больше всего боишься обманывать: оркестр — недостаточными знаниями и пониманием, публику — тем, что мы, может быть, не очень готовы к спектаклю, но красиво сейчас сыграем, и нам все равно поаплодируют.


Побывали мы и в классе у Валентина Елизарьева. Мэтр хореографии вполне буднично гонял солистов балета Олега Еромкина, Эвена Капитена и Людмилу Уланцеву: пресса, зрители, фотографы — это мелочи, работать надо! Когда в полушаге от тебя дрожит пол от приземления мускулистых артистов, это щекочет нервы. То, что из зрительного зала кажется легким полетом, вблизи — тяжелый труд на грани физических возможностей.


Для сладкоежек организовали дегустацию мороженого и — та-дам! — презентацию собственного, именного шоколада «Большой театр Беларуси», выпущенного кондитерской фабрикой «Коммунарка». Событие, в котором определенно присутствует налет старомодной элегантности — согласно еще дореволюционным правилам этикета, темный шоколад считался единственно допустимым лакомством в опере. Пусть сменяются века, подходы к хореографии, вокалу и режиссуре, костюмы балерин становятся все более воздушными, а оперные дивы стройнеют на глазах, в мире есть вещи, которые должны оставаться неизменными, например долька шоколада в антракте, когда в Большом дают «Кармен».

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter