Венецианский кинофестиваль совсем не такой грандиозный, каким мы его себе представляем

Большое видится на расстоянии

Венецианский фестиваль всегда представлялся мне из нашего далека, как нечто совершенно грандиозное и карнавально–праздничное. В авторитетности и значимости ему не откажешь, как, впрочем, и в пестроте тоже. Однако вблизи он выглядит абсолютно спокойным, камерным, даже в чем–то домашним. Здесь абсолютно нет чопорного аристократизма Канн и очевидной политизированности Берлина. Рафинированная интеллигентность, основанная на традициях высокой культуры, разбавлена долей милой вальяжности и южной расслабленности. Правда, иногда и здесь страсти зашкаливают. Например, когда приоритет для просмотра был отдан зрителям с купленными билетами, а не аккредитованным журналистам. Разразился нешуточный скандал, когда представители прессы громко выясняли отношения с организаторами феста. Да и красная дорожка на этот раз не выглядела столь впечатляюще, как в предыдущие годы. Джордж Клуни с ослепительной женой катался в это время на гондолах. Звездный состав представляли Мэтт Дэймон и Аннет Бенинг.

Жюри в этом году в надежных руках очаровательного председателя – актрисы Аннет Бенинг

И все–таки остров Лидо был и остается кинематографическим оазисом с Палаццо дель синема в центре и большим количеством залов вокруг. В фестивальные дни он буквально переполнен огромным количеством гостей, журналистов, критиков, продюсеров. Здесь все напоминает о главном событии: книги, афиши, крылатые львы, майки, постеры, сувениры. Здесь берут интервью, записывают теле– и радиопрограммы, сосредоточенно сидят за компьютерами, наслаждаются неторопливыми беседами с коллегами в местных ресторанчиках, каждый из которых — историческая достопримечательность. В «Эксельсиоре» впервые показали фильмы первого фестиваля, Висконти снимал здесь «Смерть в Венеции», а кафе «Золотой лев» помнит, пожалуй, всех звезд мирового кино. А чуть подальше от острова в самой Венеции уже нет никаких напоминаний о знаменитой Мостре — ни плакатов, ни афиш, ни сувениров. Там все как всегда: мельтешащие туристы, площадь св. Марка, гондольеры, узкие улочки и вода, вода, вода.

Хедлайнером церемонии открытия стали Мэтт Дэймон и его супруга Лучана

На Лидо же — кино, кино, кино. Венецианский фестиваль именно этим и славится: вниманием к настоящему кинематографу. И хотя большая часть официальной программы посвящена теме глобального переселения народов, главным на этот раз остается то, что выразила председатель основного конкурса известная американская актриса Аннет Бенинг: «Мы все представляем наши жизни как движение в пути. Но как важно в этом движении найти то, что составляет собственную аутентичность. Как важно задать вопрос: «А это мой голос?» и «Кто я есть на самом деле?»

Главный сказочник современного кино Гильермо дель Торо представляет на фестивале премьеру «Форма воды»

Американский режиссер дель Торо своей премьерой «Формула воды» бросил вызов современным цивилизационным проблемам, самые главные из которых, по его мнению, нелюбовь и разрушение. Его фильм, который некоторые зарубежные журналисты уже успели назвать «великим», представляет собой некий дивный коктейль из волшебной сказки о красавице и чудовище, ремейков старых фильмов и узнаваемых сюжетов из реальной жизни. Этот навороченный микс завораживает как настоящее кино и как авторское образное высказывание о чем–то очень важном для всех. Израильский режиссер Сами Габизон в «Продолжении» возвращает традиции «кино морального беспокойства», доказывая еще раз, что у каждого поступка есть свои последствия и что содеянное не пропадает, а возвращается, пока не достигнет моральной сатисфакции.

Ливанская актриса Рита Хайек представляет фильм «Инсульт»

Частая гостья красных дорожек Ребекка Холл шокировала Венецию платьем с висюльками

Кроме конкурсной программы игрового и документального кино, внеконкурсного просмотра, программы молодого кино «Горизонты», не меньшее уважение заслуживает проект реставрированной киноклассики. Среди фильмов Любича, Бертолуччи, Формана, Спилберга, Годара есть «Иди и смотри» Элема Климова и Алеся Адамовича, и на этот раз вызвавший массовый интерес. Из фильмов отечественного пространства в основных конкурсах пока ничего не представлено. А Венецианский киномарафон продолжается.

Венеция — Минск.

lpsm3163@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter