Большое в малом

О программе развития малых и средних городов

На прошлой неделе в центре внимания оказались малые и средние города. Сначала программе их развития свое заседание посвятил Президиум Совета Министров. А следом из–под пера Президента вышли один за другим два документа, которые вводят новые стимулы, чтобы придать динамику прогрессу небольших населенных пунктов.


Если посмотреть на это направление государственной политики в первом приближении, то станут очевидными главные составляющие всей работы. Основной ресурс городков и поселков — люди. Причем потенциал их раскрыт далеко не полностью. Зачастую в силу объективных причин. Небольшим предприятиям, на которых долгие годы держалась экономика регионов, в новое время оказалось гораздо сложнее удержаться на плаву. Да и внимание к ним, надо признать, со стороны государства на первых порах было не самым пристальным. Ведь стояла задача в первую очередь обеспечить стабильную работу бюджетообразующих производств. Но по мере того, как потенциал роста этого сегмента исчерпывался, становилось все более очевидным, что акценты необходимо смещать в регионы. Именно здесь остается практически нетронутым задел, который может принести немалую пользу в масштабах государства.


Что нужно для того, чтобы человек жил полноценной жизнью и приносил пользу обществу? Если рассуждать по–житейски, то две главные вещи: крыша над головой и нормальная работа. И именно на удовлетворении этих основных потребностей строится государственная стратегия развития малых и средних городов. Принятый на прошлой неделе Декрет № 4, например, значительно расширяет систему преференций для частного бизнеса в небольших населенных пунктах. Судя по прозвучавшим на упомянутом заседании Президиума Совмина цифрам, эта тактика себя вполне оправдывает.


На 1 января в малых и средних городах было зарегистрировано 9 тысяч 167 малых предприятий. 1.763 из них созданы за последний год. Уже по этой пропорции можно судить о степени привлекательности условий ведения предпринимательской деятельности в глубинке. А итог лучше всего иллюстрирует сокращение безработицы в малых поселениях до 0,9 процента.


Разумеется, общая ситуация еще далеко не идеальна. Но, думается, положения Декрета № 4 станут подспорьем в решении проблем и для тех 63 населенных пунктов, в которых численность незанятого населения все еще выше средних показателей по областям, в которых они расположены. Логичным следствием развития бизнеса должно стать и сокращение дисбаланса в доходах жителей малых и крупных городов. По данным Минэкономики, в прошлом году лишь в Гродненской области выполнен прогнозный показатель по уровню заработной платы в небольших населенных пунктах.


Есть и еще ряд проблемных моментов. О них также шла речь на заседании Президиума. Ни одна из областей, например, не выполнила прогноз по выпуску промышленной продукции в малых городах. А задание по производству потребительских товаров осилила только Витебщина. Конечно, в немалой степени неудачи здесь обусловлены общим фоном. Все–таки речь идет о кризисном годе. Здесь, в принципе, и проявляется логика дополнительного стимулирования бизнеса. Это тот случай, когда поддержка количественного роста предпринимательских структур в регионах должна привести к качественным преобразованиям в их экономике. Ведь понятно, что только на бюджетных ассигнованиях малые населенные пункты не поднять.


Их, к слову, и без того выделяется не так уж и мало. В прошлом году — 378 млрд. рублей. И, разумеется, все эти деньги не могут вкладываться исключительно в реальный сектор. Не менее актуальны инфраструктурные и социальные проекты. В том числе и те, которые касаются обеспечения людей жильем. Это тоже важный фактор развития малых городов. Поскольку качество жизни определяет желание людей искать применение своим силам и умениям именно в родном городке или поселке, а не искать счастья на стороне. На это, к слову, нацелен еще один президентский документ, принятый на прошлой неделе, — Указ № 120. Делая более доступной систему льготного кредитования жилищного строительства в целом, для жителей населенных пунктов с численностью населения до 20 тысяч человек он вводит еще более мягкий режим пользования заемными средствами. Плюс расширяет возможности их использования. В таких поселениях льготные кредиты теперь можно брать и на возведение хозяйственных построек. Тоже хорошее подспорье, если учесть, что в небольших городках абсолютное большинство жителей имеет подсобное хозяйство.


Вероятно, принятые решения — не последние в череде мер поддержки малых и средних городов. Министр экономики Николай Снопков на Президиуме заметил, что эту проблематику имеет смысл изложить отдельным разделом в программе социально–экономического развития страны на 2011 — 2015 годы. Это направление может стать серьезным подспорьем в достижении ориентиров будущей пятилетки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter