Большое в малом

О программе развития малых и средних городов

На прошлой неделе в центре внимания оказались малые и средние города. Сначала программе их развития свое заседание посвятил Президиум Совета Министров. А следом из–под пера Президента вышли один за другим два документа, которые вводят новые стимулы, чтобы придать динамику прогрессу небольших населенных пунктов.


Если посмотреть на это направление государственной политики в первом приближении, то станут очевидными главные составляющие всей работы. Основной ресурс городков и поселков — люди. Причем потенциал их раскрыт далеко не полностью. Зачастую в силу объективных причин. Небольшим предприятиям, на которых долгие годы держалась экономика регионов, в новое время оказалось гораздо сложнее удержаться на плаву. Да и внимание к ним, надо признать, со стороны государства на первых порах было не самым пристальным. Ведь стояла задача в первую очередь обеспечить стабильную работу бюджетообразующих производств. Но по мере того, как потенциал роста этого сегмента исчерпывался, становилось все более очевидным, что акценты необходимо смещать в регионы. Именно здесь остается практически нетронутым задел, который может принести немалую пользу в масштабах государства.


Что нужно для того, чтобы человек жил полноценной жизнью и приносил пользу обществу? Если рассуждать по–житейски, то две главные вещи: крыша над головой и нормальная работа. И именно на удовлетворении этих основных потребностей строится государственная стратегия развития малых и средних городов. Принятый на прошлой неделе Декрет № 4, например, значительно расширяет систему преференций для частного бизнеса в небольших населенных пунктах. Судя по прозвучавшим на упомянутом заседании Президиума Совмина цифрам, эта тактика себя вполне оправдывает.


На 1 января в малых и средних городах было зарегистрировано 9 тысяч 167 малых предприятий. 1.763 из них созданы за последний год. Уже по этой пропорции можно судить о степени привлекательности условий ведения предпринимательской деятельности в глубинке. А итог лучше всего иллюстрирует сокращение безработицы в малых поселениях до 0,9 процента.


Разумеется, общая ситуация еще далеко не идеальна. Но, думается, положения Декрета № 4 станут подспорьем в решении проблем и для тех 63 населенных пунктов, в которых численность незанятого населения все еще выше средних показателей по областям, в которых они расположены. Логичным следствием развития бизнеса должно стать и сокращение дисбаланса в доходах жителей малых и крупных городов. По данным Минэкономики, в прошлом году лишь в Гродненской области выполнен прогнозный показатель по уровню заработной платы в небольших населенных пунктах.


Есть и еще ряд проблемных моментов. О них также шла речь на заседании Президиума. Ни одна из областей, например, не выполнила прогноз по выпуску промышленной продукции в малых городах. А задание по производству потребительских товаров осилила только Витебщина. Конечно, в немалой степени неудачи здесь обусловлены общим фоном. Все–таки речь идет о кризисном годе. Здесь, в принципе, и проявляется логика дополнительного стимулирования бизнеса. Это тот случай, когда поддержка количественного роста предпринимательских структур в регионах должна привести к качественным преобразованиям в их экономике. Ведь понятно, что только на бюджетных ассигнованиях малые населенные пункты не поднять.


Их, к слову, и без того выделяется не так уж и мало. В прошлом году — 378 млрд. рублей. И, разумеется, все эти деньги не могут вкладываться исключительно в реальный сектор. Не менее актуальны инфраструктурные и социальные проекты. В том числе и те, которые касаются обеспечения людей жильем. Это тоже важный фактор развития малых городов. Поскольку качество жизни определяет желание людей искать применение своим силам и умениям именно в родном городке или поселке, а не искать счастья на стороне. На это, к слову, нацелен еще один президентский документ, принятый на прошлой неделе, — Указ № 120. Делая более доступной систему льготного кредитования жилищного строительства в целом, для жителей населенных пунктов с численностью населения до 20 тысяч человек он вводит еще более мягкий режим пользования заемными средствами. Плюс расширяет возможности их использования. В таких поселениях льготные кредиты теперь можно брать и на возведение хозяйственных построек. Тоже хорошее подспорье, если учесть, что в небольших городках абсолютное большинство жителей имеет подсобное хозяйство.


Вероятно, принятые решения — не последние в череде мер поддержки малых и средних городов. Министр экономики Николай Снопков на Президиуме заметил, что эту проблематику имеет смысл изложить отдельным разделом в программе социально–экономического развития страны на 2011 — 2015 годы. Это направление может стать серьезным подспорьем в достижении ориентиров будущей пятилетки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
alexandr
Все очень правильно и разумно.Не нужно повторять ошибки "продвинутых" соседей.Урбанизация есть не прогресс, а тяга к соблазнам большого города. Сегодня это европейская беда. Президент четко определил приоритеты и дал законодательную базу для развития генеральной линии:малые города(экономные,экологически чистые), развитая местаная промышленность,близость к аграрному сектору,охрана природы,здоровый образ жизни.Все компоненты четко складываются в нормальную человеческую философию. Размечтавшись от открывающихся переспектив,хотелось бы пожелать законодателю одной немаловажной практической детали, а именно: Если бы половина подоходного налога с физического лица сразу бы уходила в местные самоуправления- думаю намного увеличилась бы заинтересованность молодых специалистов ехать в малые города и начинать там свой бизнес.Малый город должен быть по инфраструктуре не хуже крупного города и это понятно, но в уменьшенном масштабе. Основную помощь в этом ему должны оказать заработанные горожанами деньги. Если житель города будут знать-мой рубль в этой мостовой,мой рубль в этом детсадике,мой рубль в этом культурном центреи т.д. его заинтересованностьв зароботке будет высокой. Так думаю не только я.Вся малая Скандинавия шла именно по этому пути и достигла высоких результатов. Не буду спорить,может быть для Беларуси такой путь финансирования местных бюджетов не приемлим, но само по себе облегчение налогового бремени для развития местного бизнеса ничего не даст так как время проживания с уличными туалетами прошло.А чтобы их ликвидировать малые города должны иметь достойный бюджет.  С уважением Александр.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?