Белокурая Женька, закусив губу, завороженно следит за жирными, вкусными мазками. Смотрит, как мама смазывает майонезом печеночный корж. Cцена, достойная кинокадра. Мотор, камера! Мама в васильковом переднике с пухлощекой дочкой кухарничают в гостиной, уютно тикает маятник, подмигивают фонарики на елке… Стоп, снято. Это — реальная сцена из жизни семьи Славинских. И если поставить на ускоренную перемотку их день, то скоро в этой гостиной станет многолюдно. Папа, мама и одиннадцать детей.
Фото из семейного архива

Фото из семейного архива
Детей здесь, кстати, не делят на родных и приемных. Все — свои. И все их сцены (ну или почти все) достойны кинокадра — такого вот славного, с уютом и фонариками. Но это сейчас — фонарики. А раньше была трагедия. Смерть ребенка и нечеловеческая боль.
Но перемотаем кадры на 18 лет назад, когда Вячеслав и Валентина Славинские были молодой семьей. Обоим и тридцати еще не исполнилось, а их счастье уже вышло на тариф «все включено»: свой дом, хорошая работа, двое детей — живи да радуйся. Живут, кстати, в Клецке. Валентина тогда работала воспитателем в детсаду, Вячеслав — строителем. Он, к слову, мастер, которого всякое дело боится.
…Тот день начинался обычно. Позавтракали, мама пошла на работу, старшая дочка — в школу, а папа остался дома с четырехлетним Стасиком. Малыш немного простудился. А тут еще и водопровод, как назло, перемерз. Как ребенка чаем с малиной отпаивать? Пошел Вячеслав к соседу за водой, да и задержался там немного. А когда подходил к своему дому, из окон уже вовсю дымило. Кинулся к двери — огненная завеса. Позже пожарные сказали, что нашли тело мальчика под кроватью: прятался там от огня. Вячеслав кричал и рвался в обгоревший дом, сбивая руки в кровь.
«Неправда, не верю, несправедливо…» — не принимала случившееся Валентина. Каждый день ходила на кладбище. Не спала ночами, не жила днем. Горе выскоблило всю ее душу. Это была мучительная пустота. Но и нужная: потом она наполнилась только зернами, без плевел. Такой был путь Валентины к вере, к исконным законам жизни на земле.
Со временем супруги решились на второго ребенка. Хотели мальчика, хорошенького и белобрысого, как их Стасик. Но вот ведь судьба: рождались девочки — одна, вторая, третья.
Как-то старшая дочка переписывалась с воспитанницами детдома. И с одной настолько сдружилась, что даже предложила маме: «Давай возьмем девочку в нашу семью». Хоть и отнеслась Валентина к дочкиным словам тогда не всерьез, но именно они были — как первая репетиция их судьбоносного решения. Пришло время — и решение вызрело: «Возьмем детдомовского ребенка». Так в этот дом попал пятилетний Олег. И да: чем-то похожий на Стасика. Такой же хорошенький и белобрысый. Даже с родинкой на щеке, как и у приемного отца. Сейчас Олегу уже 12.
С годами в доме Славинских становилось все больше шортиков и бантиков: Вова, Лена, Карина, Илья, Саша, Артем, Азиз, Паша — ну очень большая семья. Одни дети пришли в нее совсем маленькими, другие — постарше. Илье, например, было 14. Казалось бы, ранимый возраст, да еще и детдомовский груз в характере — как тут привыкнуть к новой обстановке? И к совсем чужим дяде Славе и тете Вале? Однако уже через несколько месяцев Илья назвал их мамой и папой.
Это долгий путь — к сегодняшним славным семейным сценам, с уютом и фонариками, лепетанием детей, с их сильной потребностью уткнуться иногда в теплое материнское плечо или почувствовать отцовскую защиту. Кстати, эпицентр в двухэтажном доме Славинских — гостиная. В ней стоит длинный, от стены до стены, дубовый стол. Это стол переговоров, трапезничания, ученья и просто семейного досуга. В этом доме не сидят по углам, уткнувшись в компьютеры и телефоны. Тут полноценный контакт между членами семьи. Будь то игра в шашки, совместный кинопросмотр или коллективное кухонное творчество. А творят еще и как! Лепят всей гурьбой пельмени, пирожки, экспериментируют с разными мудреными рецептами… Руки — с тестом, глаза — с блеском, а душа — с тихой радостью. Все же рядом, все при деле и каждый очень нужный здесь человек. Свою нужность по-прежнему чувствуют и те, кто уже, как говорится, выпорхнул из родительского дома. 21-летняя Лена вышла замуж, а 17-летний Вова поехал учиться в колледж на спасателя. Валентина вспоминает, как парень приехал как-то на выходные, сел в своей комнате на кровать и сказал: «Наконец-то я дома». Эти слова — высшая благодарность для мамы.
У Славинских, понятно, не одни только рафинированные семейные сцены. Семья без трудностей — не семья. И в воспитательном процессе не ошибается только тот, у кого вообще детей нет. А так родительские проколы неизбежны. В любом случае у Валентины и Вячеслава есть несколько незыблемых правил. И одно из таких: выслушивай ребенка, пока он сам охотно что-то рассказывает. Пусть даже это несерьезный лепет. Все равно — слушай и вникай. Потому что потом, когда дети подрастут, то и рад бы их послушать, да только они уже не так слово-охотливы. И еще: иногда надо позволять ребятам совершать свои ошибки. Ну и, конечно, золотое правило: принимать детей такими, какие они есть. И со всем, что в них есть: обидчивостью, чрезмерной активностью, иногда капризами, замкнутостью… Они все разные, но все одинаково хотят чувствовать: я хороший, и меня любят. А полный дом — это наполненное сердце родителей. Каждый день они засыпают с мыслью: «Не зря».