Большое крестьянское спасибо

Из редакционной почты

В феврале прошлого года «СБ» опубликовала серию статей под общим названием «Поле пахаря боится» (автор — Виктор Пономарев). Эти публикации заслуживают, чтобы к ним обратиться еще раз. Ведь суть их следующая: как в сельхозпроизводстве одновременно значительно (в 2 и более раз) увеличить урожайность культур и при этом в несколько раз снизить затраты на их производство? Программой развития села поставлена задача перейти к 2015 г. к самоокупаемости в сельхозпроизводстве. Задача сложная, но выполнимая.


Забытое старое


Если совершить небольшой экскурс в историю земледелия, то окажется, что подобные вопросы уже поднимались. Так, еще 110 лет назад известный российский ученый–агроном И.Е.Овсинский в результате своих опытов пришел к революционным выводам об ошибочности для земледелия глубокой обработки почвы. Но его не поняли, точнее, не захотели понять. Тогда Овсинский, желая как–то сохранить результаты своих опытов для Отечества, для потомков, за свой счет опубликовал книгу «Новая система земледелия» в количестве 6 экземпляров. На большее он и не мог рассчитывать...


Благодаря этой книге весь мир знает теперь, за кем приоритет в открытии новой системы земледелия. Далее уже был американец Э.Фолкнер, который в 1940–х годах убедительно показал, что земля, на которой уже почти ничего не хочет расти, вдруг оживает, если перейти на безотвальную поверхностную обработку с сохранением растительных остатков в верхнем слое почвы. Спустя несколько десятилетий простой аграрий, дважды Герой Социалистического Труда Терентий Мальцев в результате полевых опытов в Зауралье приходит к необходимости применения бесплужной поверхностной обработки почвы. Примеры из практики можно продолжить. Так, недавно делегация наших ученых посетила агрокорпорацию «Сантимир» Краснооктябрьского района Нижегородской области России, которая за 6 лет снизила расходы горючего в процессе выращивания продукции в расчете на 1 га более чем в 6 раз, а затраты людских и технических ресурсов при этом сократились в 15 раз! Результаты просто ошеломляющие. Но главное в том, что земля при такой технологии не истощается, а с каждым годом только увеличивает свое плодородие.


Однако и сегодня подавляющее число сельхозпроизводителей у нас (да и во всем мире) пользуются традиционной технологией возделывания сельскохозяйственных культур, в основе которой — затратная глубокая вспашка. Минимальная, а тем более нулевая обработка почвы остаются уделом лишь избранных, «чудаков». Таких, например, как агрокомбинат «Заря» Мозырского района, «Старица–Агром» Копыльского района и еще нескольких хозяйств. Эти «чудаки» получают (при затратах в несколько раз меньше, чем в среднем по стране) урожаи, которые выше, чем даже в США, Германии, Голландии. Дошло до того, что сельское хозяйство (самое прибыльное и почетное занятие на Земле!) у нас часто считают чуть ли не черной дырой, куда государство только «вбухивает» средства. Эти же «чудаки» показывают пример обратный! Урожаи у них высокие, денег от государства они не требуют. Очень острый для всего нашего сельского хозяйства вопрос кадров у них не стоит в принципе: «Старица–Агро», например, объявления о приеме на работу даже не публикует...


Безумству храбрых


Эти хозяйства, как уточняет Виктор Пономарев, образцовыми никто не назначал. Еще несколько лет назад они ничем среди прочих не выделялись. Никто из ученых–аграриев, увы, не приехал сюда и не показал, что можно обходиться с землей иначе. Руководители «Старицы–Агро» и мозырской «Зари» пришли ко всему сами.


Казалось бы, после серии публикаций «Поле пахаря боится» ситуация должна сдвинуться с места. Аграрная наука должна резко активизироваться, новые технологии — внедряться широким фронтом. Но не тут–то было. Хуже того, автору публикаций «Поле пахаря боится» позвонил один из руководителей Минсельхозпрода и с возмущением назвал публикации ни много ни мало... «ударом по сельскому хозяйству». Странные амбиции!


Почему же дело не сдвигается с мертвой точки? Нельзя все сводить к упрекам в адрес самих земледельцев. Действительно, если в верхних эшелонах аграрной науки даже упоминание новаций вызывает такую реакцию, то какой инициативы можно ждать от скромных руководителей хозяйств? Они ведь принимают рекомендации ученых как закон. Не дай бог ослушаешься, несдобровать потом. Можно только представить, насколько нелегко далось, например, Владимиру Дворнику решение в одиночку взяться за рискованный эксперимент в СПК «Заря»: доказать на практике, что наше сельское хозяйство может быть эффективным, привлекательным, прибыльным делом и двигать вперед экономику страны в целом.


Поэтому хочется сказать большое крестьянское спасибо редакции «СБ», что показывает на своих страницах не только, как правильно и прибыльно растить хлеб, но и наш, отечественный, а не заграничный передовой опыт. Нет у нас другого такого легкого пути развития земледелия, как широкое внедрение новаций. Но как это делать?


Из сказанного вовсе не следует, что с завтрашнего дня мы должны вдруг бросить пахать землю. Для этого у многих не хватает знаний, да и орудий для качественной поверхностной обработки. Чисто психологически невозможно немедленно перестроиться на ходу. Силовое же давление в этом деле может лишь помешать (такое уже было, когда силовыми методами внедряли мальцевскую систему, что привело только к разочарованию многих). Но начинать надо срочно! И с самого ответственного момента — с дискования поля сразу же после уборки зерновых. Как ни горяча уборочная страда в эту пору, но на это должны быть выделены средства. Здесь нет ничего нового, потому что такой обязательный прием входил когда–то в прямые обязанности МТС. Дисковые лущильники (заброшенные в некоторых хозяйствах) можно успеть восстановить уже в нынешнем году. А промышленность могла бы, наконец, помочь земледельцам нужными орудиями, например, дискатерами. Дальше уже технология...


* * *


И поучиться у нас есть где и как. Например, у Владимира Дворника, ныне председателя Гомельского облисполкома. Он еще до вступления в должность председателя Мозырского райисполкома организовал семинар для главных специалистов всех агропредприятий района. А они уже учат на местах. При этом и сам Дворник — ученый–земледелец не стесняется учиться: «Сделаю все, чтобы наши технологии по району распространились. Если кто–то сработает лучше, сам готов учиться». Вот честная и правильная позиция ученого! Как тут не вспомнить заветы К.А.Тимирязева, который горячо призывал ученых глубоко пахать в первую очередь на поле научном («...Если наука не просвещает общество, не служит обществу, она служит лишь себе самой, а потом, неизбежно, — касте ученых... Это оборачивается для общества вредными последствиями крайнего разделения труда, одичания среди цветущей цивилизации», «...Работать для науки и писать для народа, т.е. популярно»). Да, постоянное просвещение земледельцев, распространение передового, в первую очередь отечественного опыта — это еще один сильный рычаг. Такие примеры не только заставляют земледельца думать, но и зажигают его душу. А для работы на земле особенно требуется возвышенное состояние души!


Хочется привести еще один яркий пример из глубин истории. Знаменитый древнеримский ученый Гай Плиний Старший в своем труде «Естественная история» писал, что плодородие почвы нельзя компенсировать никакими дорогими способами обработки: «Превосходно обрабатывать почву убыточно, и нет ничего убыточнее наилучшей обработки земли». Он приводил также примеры разорения тех земледельцев, которые обрабатывали почву «на славу» и в итоге оставили своих наследников без гроша. Как известно, могущественная Римская империя ослабла и пала в V веке н.э. — после того, как земли были истощены и сельское хозяйство пришло в упадок.


Николай МЕДВЕДЕВ, Витебск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter