В правительственный план ускоренного развития вошла и Лида: какие проекты обеспечат рост этого региона

Большие виды на Лиду

«Рэспубліка» продолжает спецпроект, посвященный одиннадцати регионам страны. Напомним, Президент поручил ускоренно развивать 11 городов с численностью населения 80 тысяч человек и более. В списке — Орша, Барановичи, Пинск, Новополоцк, Полоцк, Мозырь, Лида, Борисов, Солигорск, Молодечно и Бобруйск.  Задача, поставленная перед Правительством, —  найти точки роста экономики в каждом регионе, повысить уровень и качество жизни местного населения.  В этот раз наш корреспондент отправился в Лиду, где вывели собственную формулу для достижения намеченных целей.

Растущий город

Первое знакомство с Лидой у меня состоялось в 2005 году. Волей случая оказался в городе во время проведения выставки-презентации «Лида-регион». Впечатлили масштабы и уровень организации. Запомнились слова одного из руководителей местного предприятия, который без лишнего пафоса сказал: «О Лиде еще заговорят».

С тех пор город действительно преобразился. В 2010-м здесь провели республиканские «Дожинки», ежегодно проходит крупный музыкальный фестиваль, да и традиционные рыцарские турниры привлекают гостей. Надо отдать должное: власти максимально эффективно используют туристический потенциал — встретить иностранца тут можно в любой день. Выгодное географическое расположение положительно сказывается и на экономике. Практически все предприятия района экспортоориентированы. И Лида по праву считается одним из промышленных центров страны.

Комплексный план ускоренного развития Лидского района включает 17 направлений. Каждое предусматривает конкретные мероприятия, раскрывающие решение поставленных задач.


Впрочем, здесь не останавливаются на достигнутом. Все точки роста отражены в комплексном плане ускоренного развития Лидского района на период до 2020 года. Документ, надо признать, получился всесторонним. Он четко структурирован: «дорожная карта» включает 17 направлений, каждое из которых предусматривает конкретные мероприятия, раскрывающие решение поставленных задач. Причем с указанием исполнителей, источников финансирования и результатов достижения цели.

В качестве базовой модели выбрана стратегия сбалансированного развития района как крупного промышленного центра. В основе — эффективное развитие промышленных организаций. Одна из задач плана — в 2020 году выйти по Лидскому району на уровень зарплаты в 925 рублей, а по самой Лиде — 1001,1 рубля.

Ключевых точек роста четыре: повышение эффективности предприятий реального сектора экономики и наращивание потенциала промышленного комплекса,  сельское хозяйство, сфера услуг, а также  малый и средний бизнес.

Ключевых точек роста четыре: повышение эффективности предприятий реального сектора экономики и наращивание потенциала промышленного комплекса, сельское хозяйство, сфера услуг, а также малый и средний бизнес.    

Деловые люди Лиды

В Лиде обратил внимание на один интересный момент. Фактически все крупные предприятия города используют географическую принадлежность в своих названиях. Даже те, у кого в уставном капитале иностранные инвестиции. И объяснение этому есть: местное население очень трепетно относится к городу. Тут даже есть собственный термин — «людскость». Это накладывает отпечаток и на руководителей предприятий. Им не хочется подводить не только свой рабочий коллектив, но и город.

Это особо прочувствовал в беседе с гендиректором «Лидахлебопродукта» Александром Островским. Человек в городе известный, в 2011—2013 годах был его градоначальником. Сегодня под его управлением трудятся 3 тысячи человек. Наш визит совпал с посещением предприятия делегацией польского бизнеса.

— Это наши партнеры. В этом году на птицефабрику начали покупать польских цыплят. Партнеры также заинтересовались нашими макаронными изделиями и сейчас проводят переговоры, чтобы заниматься встречными поставками, — объяснил директор.

Не удивляйтесь, что предприятие занимается покупкой цыплят. «Лидахлебопродукт» — это крупнейший холдинг в районе. И одно из подразделений, которое сейчас активно развивают, — птицефабрика в Сморгони.

— Ключевая задача — нарастить объем производства птицы. Поэтому заканчиваем проектное решение по реконструкции одной из площадок в Сморгонском районе и параллельно занимаемся техзаданием для того, чтобы увеличить мощности в Лидском. Планируем к 2025 году выпускать 15 тысяч тонн мяса птицы.

«Лидахлебопродукт» освоил производство макарон премиум-сегмента только из твердых сортов пшеницы. Ключевой рынок — внутренний. Но и география поставок предприятия впечатляет. 

Основной профиль компании — выпуск муки и макаронных изделий. Ассортиментный перечень постоянно расширяется. Вот и недавно освоили производство макарон премиум-сегмента только из твердых сортов пшеницы. Ключевой рынок — внутренний. Но и география поставок предприятия впечатляет.

— Кроме традиционных рынков, нашу продукцию пробовали жители Африканского континента — ЮАР, Гвинеи, Коморских островов, Мадагаскара. Прорабатываем отгрузку в Кению. Кроме этого, поставки осуществлялись во Вьетнам, Арабские Эмираты, Катар, Венесуэлу, Сербию. В этом году планируем расширить внешние рынки.

К слову, задумываются здесь о покупке еще одной линии по производству макаронных изделий — так называемых длиннорезов, их еще называют спагетти. Техническое задание готово, сейчас специалисты изучают рынок. На новую линию у руководства большие ставки. Пока что макароны занимают 4 процента от общей выручки. В ближайших планах — удвоить эту цифру. Это даст новые рабочие места и возможность увеличить зарплату. Сейчас ее средний уровень по холдингу — 727 рублей.  

— Если говорить о зарплате, ставится задача довести до 1000 рублей. Но Глава государства правильно сказал: зарплата должна быть заработана. У нас есть много объективных моментов, которые влияют на ее уровень. Неурожай предыдущего года отразился на ценах: если мы раньше закупали зерно на заготовку по 330 рублей за тонну, то к январю — февралю стоимость выросла до 470 рублей.  А цены на основную продукцию регулируются МАРТ, который не дает их поднимать. Мы работали с нулевой рентабельностью по основному сегменту, зачастую даже в убыток, чтобы не «уйти» с магазинных полок, —
объясняет Александр Островский.

Что касается увязки развития предприятия с комплексным планом развития района, здесь есть потенциал наращивания производства в филиалах. Особенно в Новогрудском районе. Ряд проектов реализуют в Лидском филиале. До 2025 года планируется построить еще два птичника. В перспективе — строительство молочно-товарной фермы: дойное стадо увеличится примерно на 700 голов. Птица и молоко — востребованная продукция, поэтому на эти сегменты делается упор.  

— Наше предприятие вышло на прибыль, — говорит руководитель «Лидахлебопродукта». — Не скрою, была сложная финансовая ситуация из-за долговых обязательств предыдущих периодов, когда мы взяли большие кредиты. Сейчас задолженностей по займам не осталось, мы за все рассчитались.

Электрическая сила

Возвращаясь к комплексному плану развития Лидского района, отметим ставку на инновации. Этот путь выбрал Лидский завод электроизделий. Еще несколько лет назад экономическая ситуация тут была сложная. О тех временах не любят вспоминать. С приходом нового руководителя предприятие смогло не только восстановиться, но и выйти на безубыточную работу. По сравнению с 2018 годом темп роста объемов производства вырос на 102,1 процента. Рентабельность продаж — 1,7 процента. И это при сильнейшей конкуренции на рынке.

Лидский завод электроизделий начинает производство электрических конвекторных обогревателей.

Сейчас основная проблема — нехватка оборотных средств из-за поставок продукции с длительной отсрочкой платежа. Да и расчеты с заводом не всегда проводятся вовремя. Тем не менее грамотный менеджмент позволяет предприятию удержать коллектив из 238 профессионалов. При этом зарплата тут постоянно растет. Да, по республиканским меркам она относительно небольшая, но динамика есть: если в январе — августе 2018-го в среднем здесь получали 493,3 рубля, то за аналогичный период этого года — 534,3. Рост обеспечен увеличением объемов производства.

Упор сделали на высокорентабельную и инновационную продукцию. Приоритетное направление — разработка энергоэффективных систем освещения на основе светодиодных технологий, рассказывает заместитель директора по развитию Анатолий Маникало:

— Активно развиваем освещение сельхозпредприятий. Самые сложные технологии — по птицеводческим хозяйствам. Уже реализовали ряд крупных проектов. Наши технологии не уступают европейским, при этом цена ниже. Заявки идут постоянно, загрузка мощностей растет.


Второе направление — уличное освещение. Это свежая разработка. Качество высокое, соответствует всем техническим характеристикам, предъявляемым к таким светильникам. Лидскую продукцию уже использовали при реконструкции трассы М-6 Гродно — Минск, и она показала хороший результат.

Еще одна ниша, которую успешно может занять завод, — выпуск электрических конвекторных обогревателей. С учетом тенденций в строительной отрасли это направление может стать одним из основных.

— Этой темой мы начали заниматься еще в 2017 году. Детально изучали рынок и пришли к выводу, что сами можем выпускать этот нужный продукт. Рассчитываем, что это производство даст хорошую загрузку предприятию. Готовим отдельную линию: для этого высвободили цех со старым оборудованием, переобучили специалистов на выпуск таких обогревателей. В общем объеме производства конвекторы займут треть.


К слову, предприятие пошло еще дальше — планирует перейти на электрообогрев. В качестве эксперимента это сделают на одном из этажей административного корпуса. Причем используя конвекторы собственного производства. И это будет лучшей рекламой своей же продукции. Потенциальный потребитель воочию сможет убедиться в экономичности — производитель продемонстрирует таблицу расчетов: сколько платили раньше и сколько платят, используя электрообогрев.

Уверенный в себе бизнес

Одна из точек роста Лиды и района — развитие бизнеса. О том, как раскрепостить частную инициативу, мы решили спросить у успешного бизнесмена — генерального директора «Бел-Пласт Интернэшнл», председателя совета по развитию предпринимательства при Лидском райисполкоме Анатолия Великина. Сегодня он владелец, пожалуй, одного из самых рентабельных предприятий не только города, но и области. Ему, как часто бывает, помог случай.

— В Лиде я с 1979 года. Вообще, по образованию музыкант. Окончил консерваторию и по распределению приехал сюда в музыкальное училище. Помню, как впервые прилетел самолетом АН-2, приземлились в поле, «весь из себя» — с зонтиком-тростью, крокодиловым дипломатом, в лаковых туфлях. Вышел и, как в кино, кричу: «Такси!» Какое там такси
(улыбается. — Прим. ред.).

Уже не помню, как добрался до училища. Оставил вещи в приемной и решил прогуляться по городу. Первые впечатления он оставил негативные. Около замка была разруха, кругом болото. Не то что сейчас — чистый город, аккуратный, любой уголок блестит.  Но выбора не было. Раз распределен в Лиду — значит, так было суждено. И тут я решил реализовать свою мечту — создать белорусский народный оркестр. Но сами понимаете, нужны были деньги, чтобы его содержать. И тогда принял решение — надо заняться бизнесом. Думал дирижировать оркестром, а дирижирую предприятием.

Изначально профилем компании было производство бытовой химии. Для ее выпуска закупали упаковку у польской фирмы. Предприятие росло, и партнер по бизнесу предложил самим выпускать пластиковую упаковку.

— Начали с двух стареньких машин. Сейчас в парке лучшее оборудование по производству тары. Объемы ежегодно растут, как и экспорт. Сегодня мы поставляем на внешние рынки 72 процента продукции. С нами сотрудничают крупнейшие мировые производители бытовой химии. Средняя зарплата на предприятии — более 1300 рублей.

Шоу-рум с образцами производимой упаковки впечатляет. Тут выставлено несколько сотен видов упаковки. Многие из них — собственная разработка компании. Бизнес семейный: супруга Анатолия Великина, окончив политехнический университет, вносит свой вклад в общее дело. Она сама разрабатывает дизайн, большинство идей успешно реализованы на практике. На ней же сейчас и управление предприятием.

Обратила на себя внимание атмосфера в коллективе. Сотрудники называют себя дружной семьей. Такая теплота позволила минимизировать текучесть кадров. Стимулируют работников как материально, так и морально. Первое, что видит человек, приходящий на предприятие, — зеркало в рамке, на которой написано: «Лучший работник месяца». И человеку приятно.

Не могли не спросить у Анатолия Великина про современную тенденцию ухода от пластиковой упаковки. Ведь это его хлеб.

— Полностью уйти от пластиковой упаковки просто невозможно. От чего надо уходить, так это от одноразовой посуды, которая заполоняет Мировой океан. Наука идет вперед, и я уверен: пройдет несколько лет, найдутся добавки, которые ускорят процесс разложения пластика, появится быстроразлагаемое сырье.

В Лиде созданы все условия для развития предпринимательства. Главный принцип, которым руководствуются местные власти, – не мешать, а помогать.

Планы у предприятия амбициозные. Как признается Анатолий Великин, развитию способствует отношение власти к бизнесу:

— Лида — один из промышленных центров страны. Тут созданы все условия для развития предпринимательства. Главный принцип, которым руководствуются местные власти, — не мешать, а помогать. И поддержка есть, она чувствуется сразу, начиная с момента регистрации предприятия. Плюс положительно сказывается географическое положение: рядом граница Литвы и Польши. Это дает возможность активно развивать экспорт.

Важный момент — безвизовый въезд в Лидский район. Это положительно скажется на притоке иностранного капитала. Уверен, это даст толчок активному развитию сферы услуг. Акцент надо сделать на инфраструктуре.

Вместо постскриптума

Герб Лиды — это барочный щит, который рассечен «в столб». В правом поле красного цвета стоящий золотой лев, повернутый вправо, в левом голубом — два перекрещенных золотых ключа. Они — напоминание, что Лида получила Магдебургское право. Местные жители сейчас говорят по-другому. Ключи — это символ возможностей. И добавляют, главное теперь — подобрать нужный замoк.

КОМПЕТЕНТНО

Владимир КРАВЦОВ, председатель Гродненского областного исполнительного комитета:

— То, что Лида включена в комплексный план по ускоренному развитию 11 городов страны с численностью более 80 тысяч человек, дает региону возможность решить ряд ключевых вопросов, создать основу устойчивого развития, повысить благосостояние его жителей. Кроме того, это своего рода задел для успешного старта следующей пятилетки. Срок реализации комплексного плана небольшой — два года. Это налагает особую ответственность на органы власти и директорский корпус.

Точками роста района станут реализация инвестиционных проектов, проведение модернизации производств, внедрение прогрессивных технологий и освоение новых видов продукции.     Далеко не исчерпаны резервы в сфере строительства, в развитии агропромышленного комплекса. Не обойдут преобразования жилищно-коммунальное хозяйство. Улучшит экологическую обстановку в бассейне Немана реконструкция очистных сооружений Лиды.

Дальнейшее развитие получит социальная сфера: строится новый детский сад, запланирован капитальный ремонт хирургического корпуса Лидской центральной районной больницы, будет закончена реконструкция Лидского замка. В 2020 году Лида получит статус культурной столицы Беларуси, так что предстоит сделать немало и на культурной ниве.

Результатом реализации намеченных в комплексном плане мер должны стать формирование комфортной среды для жизни граждан и рост их благосостояния.

ЕСТЬ ВОПРОСЫ

Александр СЕЛИЦКИЙ, председатель Лидского межрайонного комитета государственного контроля:

— Один из ключевых вопросов в промышленности — износ основных производственных фондов. Еще одна значимая проблема — малая загрузка мощностей. К примеру, на 1 июля этого года на «Лидсельмаше» она составляла всего лишь 39 процентов, на заводе «Оптик» — 35 процентов, на Лидской обувной фабрике — 38,6 процента. Актуальным остается эффективное задействование производственных площадей. В промышленности одна из серьезных проблем — большая закредитованность предприятий района. Долги надо отдавать, а возможностей для этого пока мало.

Не теряет актуальности проблема убыточности. В январе — июне этого года в Лиде с чистым убытком сработало 14 организаций. Да, количество по сравнению с прошлым годом уменьшилось, но вырос чистый убыток. Кроме того, наблюдается спад производства и по району. Если брать выполнение доведенных показателей, то за январь — июль не выполнены три из пяти ключевых. Так, по сельскому хозяйству темп роста производства продукции за январь — июнь составил 90,4 процента.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

• Экономика Лидского района формирует 8,2 процента выручки от реализации продукции Гродненской области, 10,7 процента областного объема продукции промышленности, 4,4 процента сельскохозяйственной продукции, 9,5 процента строительно-монтажных работ.

• На долю Лидского района приходится 14,4 процента от общего объема экспорта товаров Гродненской области, 4,7 —  экспорта услуг.

• Продукция поставляется в 74 страны. Субъектами малого и среднего предпринимательства формируется около 27 процентов поступлений в районный бюджет.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter